СМИ узнали о возможной продаже "Сургутнефтегазу" 19,5% "Роснефти"

Автор фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

"Сургутнефтегаз" покупает 19,5% акций "Роснефти". Госкомпания намерена рефинансировать задолженность на $23,5 млрд. "Сургутнефтегазу" сделку навяжут на невыгодных условиях, предполагают эксперты, а компании через несколько лет сольют в одну.

Частная российская нефтяная компания "Сургутнефтегаз" может купить 19,5% акций госкорпорации "Роснефть", которые планируется выставить на продажу, сообщает Bloomberg со ссылкой на неназванные источники в банковской отрасли, близкие к Кремлю.
После сделки "Сургутнефтегаз" планирует приватизировать пакет акций. По данным агентства, это поможет "Роснефти" рефинансировать задолженность на $23,5 млрд, срок погашения которой истекает в этом году. Большая часть долга компании сформировалась благодаря покупке ТНК-BP, оформленной в 2013 году, почти за $55 млрд. Это больше сегодняшней рыночной капитализации "Роснефти".  
Один из собеседников агентства считает, что эта сделка была бы полезной для всей нефтяной отрасли. Bloomberg отмечает, что в условиях западных санкций, которые отрежут страну от международных финансовых рынков, президент России Владимир Путин может распаковать "денежную кубышку" "Сургутнефтегаза", которую он раньше считал неприкасаемой.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать эту тему. Он пояснил, что это частная компания. Пресс-служба генерального директора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова также отказалась от комментариев.
Денежные накопления "Сургутнефтегаза", по расчетам Bloomberg, составляют $34 млрд. Большая часть этих денег размещена на долгосрочных депозитах в государственных банках: $14 млрд лежит в Сбербанке, около $7 млрд — в ВТБ и еще примерно $3 млрд — в Газпромбанке. Оставшиеся средства хранятся в местном подразделении итальянского UniCredit SpA. Все банки от комментариев отказались.
"Сургутнефтегаз" является одной из самых закрытых российских нефтекомпаний. Точная структура ее собственников неизвестна. Контрольный пакет акций (70%), по неподтвержденным данным, принадлежит структурам, подконтрольным ее гендиректору Владимиру Богданову, который руководит "Сургутнефтегазом" с 1984 года. Остальными пакетами акций компании владеют множество инвесторов, среди которых суверенный фонд Норвегии. Ему принадлежит 0,65% акций "Сургутнефтегаза", это крупнейший иностранный акционер компании. Богданову официально принадлежит менее 1% акций "Сургутнефтегаза". Forbes оценивает его состояние примерно в $2 млрд.
Пакет акций "Роснефти" в 19,5% предлагается продать уже в течение нескольких лет, ранее предполагалось, что покупателем может выступить одна из китайских компаний, напоминает аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарёв. Слухи о том, что денежная подушка "Сургутенефтегаза" может быть использована для помощи госкомпаниям, которые сейчас в тяжелом положении, на рынке тоже ходят довольно давно. "Роснефть", учитывая ее огромный валютный долг, безусловно, кандидат номер один, говорит аналитик.
Если сделка состоится, расстановка сил в отрасли не изменится, поскольку она контролируется государством, а частных компаний становится все меньше. "У "Роснефти" огромный валютный долг, а цены на нефтепродукты, выраженные в валюте, упали. У "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" разные стратегии развития: первая делала ставку на наращивание объемов бизнеса, в том числе за счет покупки конкурентов, вторая предпочитала накапливать свободные денежные средства на валютных счетах. На конец прошлого года компания располагала депозитами на 1,9 трлн рублей, из них 99,8% — в долларах", — обращает внимание Сергей Пигарёв на состоятельность "Сургутнефтегаза".
По его словам, описываемая сделка для отрасли не типична. Особый интерес в этом ключе вызывает оценка акций "Роснефти". Для "Сургутнефтегаза" такая новость, безусловно, негативна, поскольку за его счет хотят решить проблемы "Роснефти". Если покупка состоится, такой ход в очередной раз покажет неэффективность государства в качестве собственника, отмечает эксперт. Менеджмент госкомпаний склонен недооценивать риски, поскольку рассчитывает, что в случае проблем им все равно поможет государство. Кроме того, неэффективное управление компанией, как правило, не заканчивается увольнением руководителей. "Это замкнутый круг: компании не эффективны, у них появляются проблемы, которые заливаются деньгами, проблема управления остается, и все повторяется снова".
Сделка, очевидно, контролируется премьером и президентом, солидарен директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. Он напоминает, что впервые о возможности продажи миноритарного пакета в 19,5% заявил в 2011 году на Петербургском международном экономическом форуме тогда еще президент России Дмитрий Медведев. Уже тогда было понятно, что государство контроль над компанией так или иначе не утратит, говорит аналитик. При другой конъюнктуре пакет бы просто выбросили на биржу, как и в ходе IPO 2006 года, но сегодня рынок просто не сможет переварить акции "Роснефти" по нормальной цене.
"А продавать нужно, Медведев отвечает за бюджет и должен следить за его наполнением. Понятно, что Запад на покупку не пойдет из-за санкций, соответственно, продать нужно кому-то своему, — рассказывает Александр Разуваев. — Валютные сбережения "Сургутнефтегаза" составляют около $30 млрд. Понятно, что пакет "Роснефти" ему нужен, как телеге пятое колесо, но компания всегда была близка к власти. Сладкая жизнь владельцев акций "Сургутнефтегаза", если сделка случится, закончится. Сейчас компания отличается высокими дивидендами: с каждым падением рубля за счет валютных сбережений у нее сильно росла прибыль. По-хорошему все сбережения давно нужно было распределить между акционерами, а так получается, копили-копили, а теперь приходится отдавать государству".
Стоит обратить внимание на прежние высказывания Игоря Сечина о том, что приватизация возможна по долларовой цене выше той, что была на IPO 2006 года ($7), напоминает эксперт. В конце прошлого года называлась цена в $8,12. Сейчас бумаги "Роснефти" торгуются чуть больше, чем за $5. Если "Сургутнефтегаз" так сильно переплатит, то возникнут вопросы к менеджменту. Если бы продавался контрольный пакет, то вопросов было бы меньше.
В перспективе 3-5 лет государство может объединит "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" в одну госкомпанию, предполагает аналитик, однако не берется предсказывать схему, по которой это будет сделано. В этом случае на рынке РФ останется одна коммерческая по факту нефтяная компания — "ЛУКОЙЛ". О планах по ее национализации разговоров пока не было, говорит Александр Разуваев.
"Ожидания подобного сценария на рынке были: последние несколько месяцев "Сургутнефтегаз" торговался на бирже с существенным дисконтом, учитывая такое количество кэша на балансе компании, — отмечает аналитик крупного банка. — Спекуляций на эту тему было предостаточно. Высказывались и версии о том, что "Роснефть" готовится купить "Сургутнефтегаз". Обратный же сценарий вполне реалистичен. Понятно, что для Сургута эта новость негативная. Для "Роснефти" она позитивна, кроме рефинансирования большого валютного долга, еще и тем, что членство в совете директоров получит представитель частной компании. Возможно это улучшит управление компанией, сделает его более эффективным. Однако, учитывая, что контроль все равно остается за государством, надеяться на это сильно не приходится".
Привилегированные акции "Сургутнефтегаза" на Московской бирже за сегодня уже упали на 5,46%, до 38,8 рубля, на 14:30 мск, обычные — на 3,17%, до 35,2 рубля. Рыночная капитализация компании на то же время составляла уже $24,6 млрд. Еще в утреннем еженедельном мониторинге оцененности акций от аналитиков Газпромбанка она составляла $25,3 млрд. Падают, хоть и не столь драматично, бумаги "Роснефти". С открытия торгов акции компании подешевели на 0,73%. Капитализация компании на 14:40 мск составляла $46,5 млрд.
За 4 месяца 2015 года "Сургутнефтегаз" добыл 20,218 млн тонн нефти, сообщается в итогах производственной деятельности на сайте компании. При этом значительно возросла добыча на месторождениях в Республике Саха (Якутия) — 2,728 млн тонн за тот же период, что на 12% больше, чем годом ранее. В России в целом с начала года добыли 174,8 млн тонн нефти с газовым конденсатом, свидетельствует статистика на сайта Минэнерго.