Как санкции повлияли на российскую экономику

Автор фото: Николаев Сергей

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов рассказал, как санкции повлияли на российскую экономику, зачем приходится применять "ручное управление" и почему "закошмаренные" со всех сторон торговые сети — это на самом деле курица, которая несет золотые яйца.

Как сейчас влияет международная политическая ситуация на экономику?

— Раньше было принято считать, что политика — это концентрированное выражение экономики. Сегодня, наоборот, экономика превратилась в концентрированное выражение политики. Санкционный год показал стремление "раздраконить" нашу формулу ЕС–ЕАЭС и превратить наше большое евразийское пространство — от Лиссабона до Владивостока — в поле битвы идейных смыслов. Мы становимся свидетелями нарождения новых мифов и стереотипов. Мало нам политических клише из разряда "империя зла" и прогнозов по Шпенглеру о закате Европы. Появляется угроза формирования в массовом сознании враждебных отношений между этими союзами. И обмен санкциями лишь усугубляет эти процессы.
Кроме того, не хотелось бы, чтобы наша формула напоминала некий "договорняк" больших за счет малых. Мы строим партнерские отношения в рамках международного права, и "золотой миллиард" из политической метафоры не должен превращаться в политическую практику. Но в условиях санкций терпят колоссальные потери даже те, кто обычно привык получать все: по официальной оценке, Европа уже потеряла миллиарды евро. Иностранные компании сейчас лоббируют отказ от санкций, и я думаю, они в итоге это "продавят". Однако европейские политики, вместо того чтобы развивать сотрудничество с Россией, пока продолжают закручивать гайки и насаждать негативные клише.
Многое будет теперь зависеть от того, как пройдут выборы в Германии, Италии, Франции и других странах.

Для каких отраслей санкции оказались наиболее болезненными?

— Ряд отраслей, конечно, просел, но при этом мы получили шанс избавиться от импортозависимости. В гражданских отраслях приказами Минпромторга приняты 20 отраслевых планов, ориентированных на разработку и выпуск отечественной продукции, включающих 2,3 тыс. позиций. Их сметная стоимость — около 3 трлн рублей, бюджетная поддержка составит 622,7 млрд рублей, из них уже предусмотрено госпрограммами 243,1 млрд рублей. Эти цифры позволили подготовить бюджетные заявки. Основной упор в поддержке импортозамещения будет сделан на нормативное регулирование.

Из–за роста курса доллара размещать производство легпрома в Китае становится невыгодно. Стоит ли ожидать, что российские швейные компании будут переносить предприятия из Китая в Россию?

— Многие компании сейчас действительно переносят свои мощности в Россию, и для этого есть ряд причин. Рабочая сила в Китае уже не такая дешевая, зарплата $300 их теперь не устраивает.
Кроме того, дешевизна китайского производства отчасти миф. Многие компании идут на занижение инвойсов при ввозе товаров, чтобы сократить НДС и таможенные пошлины. Далее "фирмы–прокладки" обеляют товар и перепродают реальному импортеру по завышенной цене, тем самым сокращая еще и его налог на прибыль. Через какое–то время "фирма–прокладка" исчезает и заменяется другой.
Благодаря усилиям налоговых органов эту схему сейчас сворачивают. Очень надеюсь, что скоро ввозить товары по серым схемам станет невыгодно. Тем более сейчас мы создаем хорошие условия для локализации производств на территории России.

Какие, например?

— Мы субсидировали 2/3 ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам и по кредитам на сырье и материалы, однако после скачка ключевой ставки эта мера практически потеряла смысл: почти в 2 раза повысились затраты на обслуживание оборотных средств, залоговая база предприятий резко обесценилась. Сейчас мы разработали механизм предоставления субсидий предприятиям, где в силу объективных условий кассовые разрывы велики и требуют привлечения кредитных средств. Объем субсидий составляет до 70% от ключевой ставки Центробанка. Средства пойдут на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности.
Раньше таких субсидий не было, считалось, что предприятия должны сами решать вопросы с оборотными средствами. Теперь эта мера поддержки действует во всех отраслях промышленности.
Минпромторг также сформировал перечень предприятий промышленности, оказывающих существенное влияние на развитие индустрии, которым будут предоставляться данные субсидии.
На конец августа мы рассмотрели заявки от 131 предприятия на получение этой субсидии и одобрили заявки 111 предприятий на сумму 2,5 млрд рублей. Из них предприятиям легкой промышленности выделено 292 млн рублей, деньги уже доведены до организаций. Это самая востребованная мера поддержки, которая позволит преодолеть кризисные явления, урегулировать вопросы текущей деятельности и сосредоточиться на реализации инвестиционных проектов. Кроме того, необходимо, чтобы предприниматели сами искали способы работать эффективно, а не просто сетовали на экономическую ситуацию.
Недавно я посещал в Пскове предприятие по выпуску резиновой обуви, которое открыли после модернизации. Спрашиваю руководителя: "Получили субсидии?" Говорят: "Нет, не знали". Неужели сложно зайти на сайт Минпромторга и посмотреть, какие положены субсидии? В итоге во всем приходится применять "ручное управление".

Тем не менее кредитная ставка остается неподъемной для большинства компаний.

— Легендарная ставка 17% запомнится бизнесу надолго. Сейчас она начала снижаться, а с учетом "субсидирования" она стала приемлемой. Я считаю, что необходимо дать сигнал рынку о сохранении курса на снижение ключевой ставки ЦБ до конца года, обозначив ее хотя бы на уровне 9%. Это позволит избежать инвестиционной паузы, угрожающей нашей экономике, сформировать у бизнеса уверенность в макроэкономических условиях на среднесрочную перспективу. Тогда бизнес не будет дожидаться снижения ставки и начнет инвестировать в реальный сектор уже сейчас.
Кроме того, банки постепенно меняют кредитную политику, в связи с тем что сокращаются объемы импорта, сети готовы закупать наши товары в больших объемах и заранее договариваются об этом с предприятиями. Наличие крупных заказов — своего рода гарантия для банка, что заемщик платежеспособен.

Как в таких условиях работать иностранному бизнесу?

— Тут целесообразна политика кнута и пряника. Вот кнут: ввели, например, запрет на закупку импортных товаров для госнужд, а это рынок в триллионы рублей. Что делать иностранным компаниям, чтобы сохранить его? Локализоваться в России. И тут начинает работать пряник — им предлагают различные меры поддержки инвестиционной деятельности, субсидирование кредитов, субсидии на развитие кластеров, индустриальных парков и т. д.
Многие иностранные компании уже ведут переговоры с нами о размещении производств в России. В ближайшее время заработает мощный инструмент по привлечению инвестиций — специальный инвестиционный контракт, предусмотренный законом о промышленной политике.
У нас в активном режиме начал работать Фонд развития промышленности. Результат мы увидим в ближайшие несколько лет, и он будет положительным и для российской экономики, и для иностранного бизнеса.

В Минпромторге не раз говорили, что закон о госзакупках для госкомпаний нужно менять. Какие изменения в итоге увидят участники рынка?

— Рынок закупок компаний с госучастием сравним с объемами рынка для госнужд и составляет около триллиона рублей. Хотя такого жесткого закона о госзакупках, как в России, нет нигде, исполняется он плохо и уже собрал всевозможные нарекания.
Что касается закона о закупках госкомпаний, то он как раз рамочный. Сейчас госкомпании устанавливают самые разнообразные требования, которые зачастую являются завышенными и неправомерными, задействованы механизмы формирования ценовых и иных условий в интересах "своего" участника. В общем, есть много претензий с нашей стороны и со стороны участников рынка. Именно поэтому законодательство требует серьезной доработки.
Мы предложили, во–первых, установить на законодательном уровне единые подходы к проведению типовых закупок для нужд госкомпаний, в том числе единую методологию проведения закупок.
Во–вторых, установить исчерпывающий перечень способов закупки. В–третьих, расширить практику осуществления закупок в электронной форме.
В–четвертых, ужесточить ответственность за нарушение ФЗ–223, потому что многое зависит от соблюдения этических норм и своих должностных обязанностей ответственными руководителями.

Депутатские поправки к закону о торговле вызвали множество споров, так как ужесточают требования к сетям. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Нас "кошмарят", что сети плохие: совсем задавили сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания. Считается, что нынешняя редакция закона о торговле оставляет им кучу лазеек и возможностей использовать свою рыночную силу. Это с одной стороны верно.
А вот с другой — торговля — единственная отрасль, где нет прямого государственного участия. Предприниматели, работая в отрасли, не получают ни копейки бюджетных денег, в отличие от сельского хозяйства, на которое государство выделяет миллиарды рублей. А мы пытаемся задушить эту курицу, которая несет золотые яйца.
Посмотрите на публичную отчетность того же "Магнита": прибыль составляет всего 4% при многомиллиардных оборотах. Кстати, в России сети занимают 25% рынка, а во многих странах Европы — 60–80%.
Конечно, мы поддерживаем большинство положений депутатского законопроекта. Например, в части снижения ретробонусов мы даже идем дальше и предлагаем не просто уменьшить размер с 10 до 3%, а обнулить их! Посмотрим действенность этой меры и правоприменительную практику. Если будет необходимо, оперативно вместе подкорректируем.
Депутаты хотят сократить сроки оплаты продукции для сетей. Максимально срок сейчас составляет 45 дней, для скоропортящихся товаров — 10 дней. Но если сократить сроки оплаты резко, то есть риск, что сети будут брать меньше товара, чтобы не оплачивать испорченный. В результате выбор товара может стать меньше.

А какие предложения депутатов категорически не поддержите?

— Например, дисквалификация руководства сетей — это перебор, во всяком случае сейчас. Не нужно усугублять и без того сложную кадровую ситуацию в топ–менеджменте. Также есть сомнение, что вообще возможно урегулировать законом вопрос цены возвращаемых товаров в зависимости от остаточного срока годности. Скорее это вопрос самих хозяйствующих субъектов.
Кстати, противоречия, возникающие между участниками рынка, предлагается устранить, создав тот самый саморегулируемый Совет рынка, который объединит ретейл и производителей, — такую поправку мы предложим на втором этапе реформы торгового законодательства.

Как тогда помочь небольшим производителям, которые не могут попасть в сети?

— Ответ простой. Торговые сети — не канал сбыта для малых производителей. Им нужны малые форматы торговли. Вопрос рынков сбыта для небольших производителей можно очень быстро решить за счет развития мобильной торговли, павильонов, ярмарок и рынков. Это лекарство от всех болезней, особенно в регионах. В закон о торговле мы также внесем поправки, касающиеся рыночной и ярмарочной торговли, и установим адекватные нормативы обеспеченности территорий торговыми объектами разных форматов.

Много обсуждались изменения в закон о мобильной торговле. Какие преимущества получат предприниматели, когда их примут?

— Автомагазины, автокафе выделят в особую категорию, отделив от нестационарных торговых объектов, и утвердят упрощенный порядок торговли. Существующие сегодня требования несвойственны для мобильной торговли: автомагазин не занимает на постоянной основе конкретное место или земельный участок, а постоянно меняет дислокацию. В этом и заключается один из плюсов — быть там, где это нужно покупателям.
Это, безусловно, станет толчком к развитию такого формата и повлечет снижение цен на продукты, потому как для производителей будет больше каналов сбыта. Хочу отметить, что практика размещения мобильных торговых объектов напрямую от товаропроизводителей позволяет с первых дней продаж достигать цен ниже рыночных в рознице от 10–20%.
Вот в Берлине даже не требуется разрешение для осуществления развозной торговли продукцией садоводства, пчеловодства, птицеводства и рыболовства, произведенной собственными силами, а также молоком и молочными изделиями. Это сделано, чтобы малые производители могли постоянно продавать свою продукцию.
Развитие мобильной торговли поддержит наш автопром, создаст дополнительную загрузку для малого бизнеса — автомоек, шиномонтажей. Что касается нестационарной торговли, то хочется подчеркнуть положительный опыт Петербурга. Мы уже разослали методичку в субъекты по организации ярмарочной деятельности и развитию малых форм торговли.
В планах инициировать прокурорскую проверку и посмотреть, как субъекты выполняют эти предписания.

Биография

Виктор Евтухов

> Родился в 1968 году в Ленинграде.
> Окончил Ленинградский финансово–экономический институт, Санкт–Петербургский государственный университет. Кандидат экономических наук.
> В 1998–2011 годах — депутат ЗС Петербурга, член Совета Федерации. В 2011 году назначен заместителем министра юстиции, в 2012 году — заместителем министра промышленности и торговли.
> Женат, воспитывает двух дочерей.


Факты

Полномочия Виктора Евтухова

> Отвечает за внешнеторговую деятельность, внутреннюю торговлю, общественное питание, легкую промышленность.
> Формирует и реализует государственную политику в сфере развития народно–художественных промыслов, администрирует процесс управления интеллектуальной собственностью.
> Курирует департамент регулирования внешнеторговой деятельности, департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка, вопросы участия в ВТО, ТС и ЕЭП в рамках компетенции Минпромторга.