Петербургские застройщики отказались от распродажи

Автор фото: Ермохин Сергей

Распродажа недвижимости Black Friday, успешно прошедшая в Москве, не произведет должного эффекта в Петербурге, уверены девелоперы. "Тормошить" жилищный рынок сейчас не время, да и с организацией проблемы. Создатели проекта не сомневаются в успехе.

В Петербурге с 20 по 23 ноября пройдет акция Black Friday – так называемая масштабная акция по распродаже жилой недвижимости. Недавно подобное мероприятие состоялось в столице. Успех был. Но в масштабах рынка недвижимости Москвы назвать его ошеломляющим нельзя: из 2,7 тыс. лотов продали 196 квартир. Петербургские девелоперы и аналитики считают, что и в нашем городе не стоит ожидать сверхрезультатов.
Дисконт не ко времени
Председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш утверждает, что строительный рынок сейчас находится в довольно стабильном состоянии. Крупные девелоперы прогнозировали спад продаж, цифры закладывались в планы. Мелкие строительные компании находятся в плачевном состоянии, у некоторых из них продажи остановились в принципе. "Можно говорить о том, что спад продаж будет на уровне примерно 30% по сравнению с 2013 годом. Сравнивать с аномально продажным 2014 годом смысла нет", – пояснил эксперт.
В свою очередь, гендиректор Объединения строителей Санкт–Петербурга Алексей Белоусов отметил, что на сегодняшний день застройщики работают на грани рентабельности: в последнее время поставщики заметно повысили цены на материалы и прочее, при этом за год – если брать август прошлого года и этого – цены на жилье в Петербурге выросли всего на 1%. В такой ситуации мало кто из девелоперов пойдет еще и на дополнительное снижение цен, пусть даже и в рамках акции.
По его словам, отчасти успех акции, прошедшей в Москве летом, объясняется тем, что лето – это традиционно период застоя на строительном рынке. "Для подобных мероприятий – наиболее подходящее время, – продолжает он. – Ноябрь же знаменуется ростом продаж, как и зима. Масштабного снижения спроса мы не наблюдаем, поэтому не думаю, что акция станет столь масштабной, как того хотелось бы".
С такой точкой зрения согласна и Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Петербурге. Она считает, что такая акция, как Black Friday, для рынка жилой недвижимости не окажется слишком эффективной. "Да, действительно, она может в определенной степени повысить спрос на покупку строящегося жилья, но этот спрос не будет ажиотажным. Если речь идет о скидках на более дорогие объекты, вряд ли размер дисконта окажется настолько существенным, чтобы привлечь покупателей из более низких сегментов", – уверена она. При этом скидки на недорогие объекты также не смогут опуститься настолько низко, чтобы привлечь тех, у кого нет денег на покупку жилья.
Успех гарантирован?
Эксперты строительного рынка утверждают, что отчасти акция не будет столь успешной, как могла бы быть, из-за плохой работы организаторов с застройщиками. "Есть множество претензий к организаторам акции. С застройщиками не проводилась необходимая работа: чтобы крупная компания решила принять участие в такой акции, с ней надо было согласовывать все вопросы заблаговременно. А этого не было сделано", — рассказывает Алексей Белоусов.
Необходимо понимать, что застройщик не может просто взять и понизить цены, для этого нужно решение ценового комитета. Поэтому такие вопросы не решаются за пару месяцев. Специалист уверен, что, если говорить об успешной акции в следующем году, то к ней надо начинать готовиться уже сейчас.
Сами же организаторы проекта в успехе мероприятия не сомневаются. По их словам, сейчас многие застройщики умышленно не подтверждают свое участие в акции, чтобы не произошло обвала продаж накануне распродажи. "Мы не сомневаемся в успехе акций. Состав участников не разглашается умышленно, чтобы у компаний не произошел провал в продажах. Когда мы проводили эту акцию в Москве, о ее участниках стало известно только в момент страта рекламной компании, в Петербурге будет то же самое. Могу сказать одно: уже на сегодняшний день свое участие в проекте подтвердили 25 компаний. А окончательный состав участников станет известен 13 ноября", – рассказал управляющий партнер REPA (организатор Black Friday) Филипп Третьяков.
Объем продаж жилья в Петербурге
Источник:
С точки зрения девелопера
Петербургские застройщики без особого энтузиазма восприняли новость о предстоящей распродаже. Свою готовность участвовать в проекте подтвердил "Главстрой СПб", однако многие девелоперы все же не примут участие в Black Friday. Одни видят в этом репутационные риски, другие просто не видят смысла в подобных мероприятиях.
Так, компания NCC, которая рассматривала возможность участия в акции, в итоге пришла к выводу, что делать этого не станет. Застройщик также отметил, что подобное мероприятие может в дальнейшем негативно сказаться на спросе. Так, покупатель, надеясь на новые скидки, просто передумает покупать жилье в ожидании новых дисконтов.
Не примет участие в акции и ЦДС. "Мы не будем участвовать в "Черной пятнице". На мой взгляд, подобные распродажи в некоторой мере дискредитируют рынок строящейся недвижимости, – говорит Станислав Жигунов, руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК "ЦДС". – Предоставление чрезмерного дисконта на квартиры происходит в том случае, когда компания застройщика переживает сложные финансовые затруднения и стремится любыми способами привлечь средства. Даже в ущерб рентабельности проекта. Это не является залогом ответственной сделки купли-продажи".
По его мнению, если компания не в состоянии обеспечить стабильный поток покупательского спроса на свои объекты в течение года и стремится сбыть недвижимость посредством подобных акций, это может натолкнуть на мысли о неграмотном менеджменте, некорректной маркетинговой политике и сомнительном ценообразовании. "В любом случае – репутационные риски слишком велики", – считает Станислав Жигунов.
От "Черной пятницы" отказалась и УК "Теорема". "Нам поступало предложение принять участие в акции "Черная пятница ", однако мы его отклонили. Покупка недвижимости – это взаимная ответственность продавца и покупателя, спешка здесь неприемлема. Подобные акции, на мой взгляд, могут скомпрометировать участвующих в ней девелоперов", – уверена Марина Агеева, директор по продажам жилой недвижимости УК "Теорема". По ее словам, может сложиться впечатление, что либо у застройщика дела идут из рук вон плохо, либо таким способом избавляются от неликвида. В любом случае возникает вопрос к качеству жилья, а также к принципу ценообразования.
Кроме себестоимости у проектов класса выше эконом есть и психологическая составляющая цены: с помощью определенного уровня стоимости формируется схожий по статусу, требованиям к качеству жизни и материальным возможностям круг покупателей. Это позволит в будущем избежать конфликтов, в частности, в вопросах эксплуатации жилого комплекса. Большие скидки разрушают единство социальной группы жильцов. Марина Агеева также добавила, что большие скидки всегда вызывают подозрение: формат распродажи "приемлем для вещевых магазинов, избавляющихся от старых сезонных коллекций, но никак не для рынка строящейся недвижимости".
Другого мнения придерживается генеральный директор ГК "Пионер", направление "Санкт-Петербург" Юрий Грудин. Он считает, какие-то дополнительные акции  – это всегда хорошо для потребителей. "Но новых спонтанных покупателей, я думаю, вряд ли будет большой процент. Хотя у нас всегда есть какое-то число тех, кто готов, если проект понравился, достаточно спонтанно в него войти. И эта акция может стимулировать их совершить покупку", – прокомментировал он.
Юрий Грудин также добавил, что надо внимательно присмотреться к тем продуктам, которые застройщики выставят, насколько они хороши с точки зрения планировочных решений, насколько они ликвидны в обычной структуре продаж. Запасы готового жилья у застройщиков достаточно большие, но у тех квартир, которые будут выставлены на продажу, могут быть недостаточные потребительские характеристики.