Рецензия на фильм "Эверест"

Автор фото: Кинопоиск

Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Эверест".

Фильм "Эверест" в этом году открывал 72-й кинофестиваль в Венеции. Особый интерес российского зрителя вызван тем, что один из главных участников трагедии на Джомолунгме, которую фильм почти с документальной точностью воспроизводит, — российский альпинист Анатолий Букреев (1958-1997). В мае 1996 года он был одним из гидов американской коммерческой экспедиции на Эверест "Горное безумие". Медленно поднимавшиеся на гору 40-50-летние альпинисты-любители, заплатившие по $65 тыс. за подъем, не успели до темноты вернуться в лагерь на Южном седле на высоте 7900 м и попали в метель. Погибли восемь участников экспедиции. Букреев достиг вершины первым, затем сумел в бурю разыскать и спасти трех: Сандру Питтмэн, Шарлотту Фокс и Тимоти Мэдсена. Операцию, проведенную Букреевым, в Америке назвали уникальной. Букреев погиб полтора года спустя, 25 декабря 1997 года, под лавиной при восхождении.
Эту историю все оставшиеся в живых участники оценивали по-разному, было много упреков и обвинений друг друга, но поступок Букреева, как нам кажется, выглядит безупречным. Он стопроцентный герой, по любым меркам — и по русским, и по американским. Однако Букрееву в фильме посвящено до обидного мало, на русский взгляд, места и времени — две-три сцены, не больше и не меньше других участников. Режиссер Кормакур объясняет это тем, что хотел рассказать обо всех участниках, не делая разницы между гидами и туристами, между героями и не героями. Это, конечно, лукавство: все-таки основной упор делается на судьбу погибшего Роба Холла, главы компании Adventurous Consultors.
Отчего так, задастся вопросом русский критик, и этот вопрос справедлив. Но тут все дело в разнице культур. Если бы эту картину снимал русский режиссер, он, безусловно, снимал бы картину о герое — о героическом поступке, безумстве храбрых — и уже потом обо всем остальном. Так у нас принято.
Западная культура еще в 1970-е переключилась с культа героя на культ жертвы. Поэтому и массовая культура делает теперь акцент не на героях (что отнюдь не отрицает их героизма), а на жертвах. Поэтому эмоциональным пиком фильма являются не действия Букреева, допустим, а переговоры по спутниковой связи между замерзающим Робом Холлом и его женой (Кира Найтли), ожидающей ребенка. В фильме даже есть сцена их последней беседы.
Это и есть объяснение того, почему в фильме почти нет Букреева. Дело в том, что образ жертвы рождает сочувствие, пробуждает в зрителе лучше человеческие качества, напоминает о том, что жизнь бренна и надо ценить каждый ее миг. А вот героизм в мирной жизни никогда не может быть безупречен, потому что героизм одних — это всегда следствие ошибки или халатности других. Поэтому стопроцентные герои бывают только в боевиках или фантастических фильмах, а вот в таких "основанных на реальных событиях" — нет.
И это, конечно, тоже заставляет по-иному посмотреть на трагедию. И понятно, что водить в горы людей за деньги в любом случае неправильно, потому что горы, особенно такие, как Эверест, — это риск и каждый должен брать этот риск на себя, а не перекладывать его на других.
А в остальном все как принято в горных фильмах: горы, солнце, ветер, метель.
Смотреть в 3D-очках.