Валерия Лебедева Все статьи автора
15 сентября 2015, 12:51 801

Сбербанк выходит на рынок факторинга на Северо-Западе

Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ

Сбербанк еще с 2008 года вынашивал планы выхода на рынок факторинга (отсроченных платежей для поставщиков), но решился только сейчас. "Сбербанк Факторинг" заключил первую сделку, рассматриваются соглашения на сумму 2 млрд рублей. Компания успеет отхватить большую долю рынка, пока конкуренты борются за качество портфеля в условиях кризиса и ужесточают требования к клиентам из-за рисков.

Северо-Западный банк Сбербанка выходит на рынок факторинга на Северо-Западе. В понедельник, 14 сентября, банк заключил первый факторинговый договор в регионе: клиентом стало ООО "ВЕРСИЯ" -  производитель сливочного масла и сыров под торговой маркой "Русские традиции". Сумма сделки не раскрывается.

Почему в 2015 году падает рынок факторинга

Почему в 2015 году падает рынок факторинга

728
Елена Зборовская elena.zborovskaya@dp.ru

"Это наша первая сделка на рынке факторинга Северо-Запада с одним из крупнейших производителей отечественных продуктов питания. Мы намерены наращивать свое присутствие, и уже сегодня на рассмотрении у нас находятся сделки на сумму порядка 2 млрд рублей", - сообщила Елена Балахничева, руководитель Северо-Западной региональной дирекции ООО "Сбербанк-Факторинг". В целом, по оценке Ассоциации факторинговых компаний (АФК), емкость рынка СЗФО, включая Петербург, превышает 250 млрд рублей в год, факторинговые компании в регионе обслуживают свыше 1000 клиентов.

Факторинговые сделки предполагают, что фактор (банк или специализированная факторинговая компания) выступает посредником в сделке между поставщиком товара и покупателем товара (дебитором). Поставщик продает товар дебитору и при этом не требует за него немедленной оплаты. Вместо дебитора за товар платит фактор, после чего он получает долг с покупателя товара.

Семь лет ожидания

До этого года Сбербанк факторингового бизнеса не имел, хотя планы по его созданию вынашивал еще с 2008 года, но тогда руководство банка отложило эти планы в долгий ящик из-за потенциально высоких рисков. Вместе с тем именно в 2008-м на рынок факторинга вышли Альфа-Банк и нынешний лидер "ВТБ Факторинг". Спустя 7 лет, в августе 2014 года, Сбербанк все-таки решился создать факторинговый бизнес, а в ноябре 2014 года он зарегистрировал для этого дочернюю компанию "Сбербанк-Факторинг". Помимо Петербурга компания открыла представительства в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, до конца года откроется представительство в Нижнем Новгороде.

По данным АФК, по критерию оборота лидером на рынке российского факторинга сейчас является "ВТБ Факторинг". На Северо-Западе пятерка лидеров по обороту - Промсвязьбанк, "Абсолют Факторинг", "ГПБ-факторинг, ЮниКредит банк, Альфа-Банк, а в Петербурге лидируют "ВТБ Факторинг", Промсвязьбанк, ФК "Санкт-Петербург", ГК НФК и Альфа-Банк.

В "ВТБ Факторинг" действия потенциального конкурента комментировать не стали, однако подчеркнули, что тоже планируют развиваться в регионах. "В СЗФО, в частности в Петербурге, "ВТБ Факторинг" занимает довольно сильные позиции: здесь наша доля рынка составляет порядка 40%. Что касается в целом перспектив развития факторингового рынка, мы видим хороший потенциал роста в регионах, так как уровень проникновения факторинга здесь значительно ниже, чем в центральном регионе России", - сказал Петр Антонов, старший вице-президент, руководитель региональной сети "ВТБ Факторинг".

Дождались кризиса

Сбербанк выходит на рынок факторинга для малого бизнеса

Сбербанк выходит на рынок факторинга для малого бизнеса

745
Елена Домброва

Тем временем рынок факторинга уже несколько лет сокращается: по итогам полугодия оборот российского факторинга составил 830 млрд рублей, сократившись на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако во II квартале падение оборота рынка год к году замедлилось с 22% до 10%.

"Рынок факторинга сейчас находится в своем лучшем состоянии - лучшие факторы работают с лучшими клиентами. Размеры рынка, конечно, уменьшились и в основном по инициативе факторов, стремящихся к уменьшению риска и отказывающихся от ряда факторинговых сделок. Выходя на рынок в такой момент, главное - не увлекаться количеством в ущерб качеству", - считает Константин Овчаров, начальник управления факторинга в ЮниКредит Банке.

В НФК также говорят о необходимости улучшить качество портфеля вместо его наращивания. "Мы не планируем агрессивно наращивать портфель, хотя предпосылки к этому есть: спрос со стороны бизнеса на услуги факторинга, особенно безрегрессного, сейчас крайне высок. Сегодня наша приоритетная задача - сформировать пул клиентов, обладающих качественной диверсифицированной дебиторской задолженностью, обеспечив таким образом высокое качество портфеля компании", - говорит Сергей Васильев, директор Санкт-Петербургского представительства НФК.

По мнению Дмитрия Шевченко, исполнительного директора Ассоциации факторинговых компаний, выход Сбербанка на этот рынок в кризис поможет достаточно быстро нарастить свое присутствие благодаря консолидации. "Возможно, именно кризиса они и дожидались", - комментирует он. "Сейчас можно рассчитывать на уход с рынка мелких игроков и дальнейшую консолидацию индустрии. Сбербанку вполне реально побороться за долю рынка, находящуюся за пределами топ-10. Кроме того, сдает позиции и Альфа-Банк. Если финансовая компания решит переориентировать свою стратегию и уйти с этого рынка, это предоставляет Сберу дополнительные возможности для расширения целевой аудитории", - комментирует Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. "С одной стороны, момент для выхода на рынок сложный, так как риски финансирования поставок с оторочкой существенно возросли в связи с неудовлетворительным уровнем платежной дисциплины. С другой - потребность бизнеса в факторинге достаточно высока, что может сыграть на руку новому игроку", - говорит Сергей Васильев.

С выходом Сбербанка на рынок факторинга конкуренция между игроками на Северо-Западе усилится, ведь в настоящее время лидеры рынка факторинга, по экспертным оценкам, формируют 80% портфеля, добавляет Вадим Исаков, территориальный директор банка "БКС Премьер". "Рынок факторинга очень перспективный, и на сегодняшний день – один из лучших по динамике развития, только за последние 5 лет (с 2009 по 2014 г.) он увеличился в 5,7 раза. Одна из отчетливых тенденций сегодняшнего рынка финансовых услуг – это стремление клиентов заместить кредиты факторингом. В текущем году спрос на факторинг продолжает расти в компаниях сегмента food-ретейла, одним из драйверов роста популярности факторинга среди поставщиков торговых сетей участники рынка называют эффект замещения кредитных ресурсов на факторинговые: с конца прошлого года получить в банке кредит под оборот стало в разы сложнее, особенно импортерам. Факторинг является хорошим инструментом поддержки российских производителей в условиях импортозамещения", - считает аналитик.

Переманить клиентов

При этом аналитикам и игрокам рынка больше всего интересен способ, которым Сбербанк планирует захватывать рынок. "Потенциально он может стать лидером через несколько лет. Это зависит от того, какую стратегию компания выберет: будет развиваться за счет клиентов действующих игроков или конвертировать клиентскую базу Северо-Западного банка в факторинг. У нас часто бывают ситуации, когда клиенты "ВТБ Факторинг" имеют счета в Сбербанке. Будет ли Сбербанк бороться за этих клиентов или нет - это вопрос", - рассуждает Дмитрий Шевченко.

В компании "Сбербанк-Факторинг" подчеркнули, что в первую очередь на факторинговое обслуживание будут привлекать клиентов Северо-Западного банка Сбербанка. "Безусловно, ощущая потребность в финансовых ресурсах среди предприятий Северо-Западного региона, мы готовы предложить весь спектр услуг по финансированию и управлению дебиторской задолженностью независимо от того, является ли предприятие клиентом Сбербанка или нет", - добавила Елена Балахничева.

"Как правило, именно "переманить" можно только небольшого клиента, большинство же крупных компаний и так работают с несколькими факторами, постоянно мигрируя от одного к другому и обратно", - говорит Константин Овчаров.

Эксперты говорят, что материнский банк дает "Сбербанк Факторингу" все возможности. Основными преимуществами "Сбербанк Факторинга" эксперты называют отсутствие просрочки, наличие фондирования, причем более дешевого, чем у конкурентов, а также возможность сократить издержки за счет введения электронного документооборота по торговым сделкам между клиентом, дебитором и факторинговой компанией.  

"Вход на рынок "Сбербанк Факторингу" обеспечен, также обеспечен и быстрый рост", - комментирует Дмитрий Шевченко. По его словам, оценить успешность проекта можно будет только через год-полтора, такое время потребуются для внутренней оптимизации бизнеса и налаживания всех технических процессов, только следом за этим идет уже рост клиентской базы. "Банк должен быть готов внутренне к большому потоку клиентов, иначе в первые 2-3 года неизбежно будут возникать проблемы с риск-менеджментом", - предупреждает Дмитрий Шевченко.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама