После того как единороссов уличили в наполнении избирательных фондов с нарушениями либо с крайне подозрительными обстоятельствами, КПРФ внесла законопроект с предложением запретить взносы от офшорных компаний, раскрывать источники региональных фондов поддержки и сократить жертвования от граждан. Затея, впрочем, скорее всего перспектив не имеет.
Коммунисты в Госдуме отреагировали на нашумевшие в последнее время сообщения об иностранном финансировании "Единой России", что запрещено законом. Речь идет об офшорах — ассоциация "Голос" обнаружила, что среди официальных спонсоров кандидатов в губернаторы и парламентских партий немало компаний, имеющих в числе учредителей офшоры. Такие поступления, по наблюдениям экспертов, делались в фонды кандидатов в первую очередь от "Единой России" — Александра Жилкина в Астраханской области (судостроительный завод "Красные баррикады"), Виктора Назарова в Омской области ("Краснодар Водоканал"), Василия Голубева в Ростовской области (торговый дом "Риф") и других. Среди получателей денег от офшорных компаний есть и представители ЛДПР (Алексей Островский в Смоленской области), партия "Справедливая Россия".
Также "Голос" обратил внимание на непрозрачность партийных фондов и скрытое бюджетное финансирование — от организаций, аффилированных с властями. Такое скрытое финансирование обнаружено не только у партии власти, в Татарстане и Омске этим грешила и КПРФ. Что касается фондов, то здесь имеется в виду "Единая Россия" — ее структура сбора пожертвований состоит из множества региональных фондов поддержки. И если на федеральном уровне партия, по идее, обязана раскрывать источники поступления денег, то на следующий уровень закон не распространяется, и кто пополняет региональные фонды, не раскрывается.
В 2014 году через эти фонды в ЕР поступило 748,7 млн рублей — 63,6% всех пожертвований юрлиц, или 56,6% всех пожертвований. Годом раньше через них вносили более 90% пожертвований юрлиц.
Хотя единороссы уверяют, что возвращали средства, поступившие с нарушениями, проблема непрозрачности остается. Бывает, что партиям жертвуют подозрительно крупные суммы частные лица: в Иркутске, к примеру, бухгалтер регионального исполкома ЕР за 2 года пожертвовал партии 3,695 млн рублей. СР тоже замечена в подобных схемах.
Читайте также:
Выборы
Депутаты перед нелегким выбором
Законопроект депутатов от КПРФ предлагает запретить пожертвования от российских юрлиц, так или иначе контролируемых юрлицами иностранными, чтобы исключить "цепочки фирм-прокладок". В пример приводятся торговый дом "Привод-АЗТПА", перечисливший единороссам 15 млн рублей в Москве, Иркутское ПАО энергетики и электрификации, пожертвовавшее 6,4 млн рублей, "Профит-Удмуртия", выделившее 1 млн рублей, — все они в конечном итоге принадлежат кипрским компаниям.
Региональные фонды тоже предлагается заставить отчитываться о поступлениях публично и подвергать проверкам. Предельный размер взноса от гражданина коммунисты хотят снизить с 4,3 млн до 500 тыс. рублей. По подсчетам авторов, в прошлом году, например, всего 32 человека внесли, за вычетом возвратов, 48,54 млн рублей — три четверти всех пожертвований от физлиц.
Накануне глава ассоциации "Голос-Урал" Юрий Гурман опубликовал данные о том, что в Челябинской области единороссы тоже получают средства с нарушениями: две компании созданы менее чем за год до выборов, еще две имеют конечных бенефециаров на Кипре. Партийцы отбились, заявив, что либо вернули неправильные пожертвования, либо речь идет о совершенно других компаниях с такими же названиями.
Тема непрозрачного финансирования партий всплывает довольно регулярно. Те же региональные фонды поддержки существуют у ЕР много лет, и всегда оппозиция обвиняла их в невозможности проконтролировать источники средств. Единороссы же неизменно занимают одну и ту же позицию — у нас все в соответствии с законодательством, а отчитываться мы не обязаны, это наше внутреннее дело. Но именно на этом основании, то есть поступления средств из-за рубежа, считая офшоры, власти включают НКО в перечень иностранных агентов. Летом пришлось закрыться фонду "Династия" Дмитрия Зимина — по сути, за то лишь, что он финансировался с личных зарубежных счетов самого Зимина.