Владелец ХК "Феникс" Яков Ерошевский вложил 1 млрд рублей в производство пищевых добавок

Автор фото: Рафаэль Карапетян

Глава ХК "Феникс" Яков Ерошевский вложил 1 млрд рублей в производство пищевых добавок и не прогадал. Импортеры покидают этот рынок объемом 43 млрд рублей, уступая место российским поставщикам.

Входящее в "Феникс–групп" Якова Ерошевского петербургское объединение Russ-aroma, которое производит пищевые ароматизаторы, за последний год почти вдвое увеличило продажи своей продукции. Завершив модернизацию производства в 2013 году, после падения рубля компания оказалась в крайне выгодном положении по сравнению с основными конкурентами — американскими и европейскими импортерами пищевых добавок — и сумела значительно увеличить свою долю на рынке, потеснив иностранных производителей.
По словам гендиректора компании Алексея Белова, по итогам 2014 года ее оборот вырос с 700 млн примерно до 1,2 млрд рублей.
"Рост продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом был примерно 40%, в 2015–м планируем увеличить их еще на 30%, — говорит Алексей Белов. — Здесь сыграло и падение рубля, и рост пищевой промышленности. Ну и события на Украине повлияли: например, с уходом из России Roshen его доля рынка была замещена "Объединенными кондитерами", а это наш ключевой покупатель".
По словам аналитика ИК "ФИНАМ" Тимура Нигматуллина, объем российского рынка пищевых микроингредиентов по итогам 2015 года составит около 200 млрд рублей, показав прирост более 10% к 2014 году в рамках импортозамещения на рынке продовольственных товаров. "Ароматизаторы сформируют более четверти рынка в денежном выражении", — уверен эксперт. При этом доля отечественных производителей в общем объеме рынка невелика — всего 6%, но имеет отчетливые тенденции к росту за счет переориентирования российского пищепрома на более дешевые компоненты.

Аромат денег

"Феникс–групп" (ранее — "Феникс–холдинг") существует с начала 1990–х годов. Изначально компания специализировалась на бункеровке (заправке судов) в Морском порту Петербург, где была крупнейшим игроком, но с приходом в город вертикально интегрированных нефтяных компаний этот бизнес сошел на нет.
Сейчас группа объединяет девелоперское ("Феникс реал эстейт", 40 тыс. м2 коммерческой недвижимости) и фармацевтическое (ОАО "Фармация", 30 аптек в Москве и Петербурге) направления. Однако, как признает Яков Ерошевский, сегодня прибыль приносит только Russ-aroma. "Девелопмент падает, аптеки дают убытки", — говорит бизнесмен.
До 2012 года компания позиционировалась как семейная: ее бенефициарами помимо Якова Ерошевского были его сводные братья Владимир и Евгений Бугаевы и бывшая жена Елена. Но затем Яков Ерошевский выкупил доли партнеров и стал единственным владельцем группы.
Комбинат химико–пищевой ароматики (КХПА), существующий с 1935 года, был единственным в СССР производителем пищевых ароматизаторов: именно он разработал вкусы напитков "Дюшес", "Буратино", "Тархун" и т. д., а также шоколадов, парфюма. В 1990–х годах предприятие было акционировано и долгое время контролировалось топ–менеджментом.
"Феникс–групп" скупила акции КХПА в 2007 году у топ–менеджеров компании. Общую сумму, потраченную на приобретение предприятия, Яков Ерошевский оценивает в несколько миллионов долларов. Эксперты на тот момент оценивали комбинат в 200–250 млн рублей.
С тех пор в модернизацию комбината, по словам бизнесмена, вложено около 1 млрд рублей. "До 2012 года инвестиции шли медленно, в целом за 5 лет они составили около 150 млн рублей. Потом, когда я стал принимать решения единолично, я стал вкладываться значительно активнее. Модернизация завершилась в 2013 году, по ее итогам мы получили сертификат ХАССП, позволивший нам уйти от приставки "химико–" и стать полноценным пищевым предприятием". После обновления производственной и научной базы, говорит бизнесмен, норма прибыли в компании достигла рекордных 32% EBITDA. "Но мы всю прибыль инвестируем в развитие", — отмечает Яков Ерошевский.

Взлет или падение

Основные направления бизнеса Russ–aroma — ароматизаторы для кондитерских изделий и безалкогольных напитков. По собственной оценке, среди российских производителей в первом из этих сегментов компания занимает 70% в объеме продаж, во втором — 60%.
Конкуренты сдержанно оценивают результаты КХПА. "Мы на рынке уже 25 лет и знаем его вдоль и поперек, — говорит один из российских производителей ароматизаторов. — Сильного роста производства ароматизаторов в России мы не видели. Из импортеров серьезных никто из России не ушел. Coca–Cola как была, так и есть. Откуда мог быть такой рост?"
Другой отметил: "Частично потеснить иностранцев удалось и нам, и мы тоже отмечаем у себя рост 15–20% по разным сегментам. Но, когда я в январе радостно докладывал своему гендиректору, что у нас в декабре вместо 100 т отгружено 150, он меня спросил: сколько будет 150 разделить на 75 рублей за доллар? Два. А сколько будет 100 разделить на 33 рубля за доллар? Три. Так рост у нас или падение?"
Участники рынка поясняют, что компоненты для ароматики им приходится закупать в Европе: пищевая химия в России практически отсутствует. Так что преимущества перед импортерами у них невелики. Яков Ерошевский признает, что за долларом и евро ему не угнаться. "Но мы выстроили вертикально интегрированный холдинг, объединяющий всю производственную цепочку, и закупаем только исходное сырье, — говорит он. — Все остальное мы делаем сами".
Мы работаем с продукцией Russ–aroma больше 10 лет, но используем и импортные добавки. Менять соотношение в пользу российского производителя не собираемся. Коней на переправе не меняют. Для нас поменять вкус изделия — это потерять целый рынок. Поэтому к выбору поставщиков ароматизаторов мы относимся очень консервативно. Те успешные рецептуры, которые один раз нашли, используем десятилетиями. К тому же доля ароматизаторов в нашей продукции очень невелика, в год закупаем только несколько десятков килограммов. Так что на этом не сэкономишь.
Михаил Уткин
генеральный директор ЗАО "Холод Славмо"
Действительно, использование ароматизаторов в пищевой промышленности в России возрастает с каждым годом, и в последние годы особенно. Комбинат химико–пищевой ароматики — динамично развивающаяся компания, их команда флейвористов постоянно предлагает интересные решения различных ароматов. Настоящие профессионалы, с ними приятно работать. Мы знакомы с ними с 1994 года, со дня основания нашей компании. Наш девиз: у нас нет конкурентов на рынке, есть только партнеры. Поэтому мы всегда рады успехам наших коллег по отрасли.
Марина Жаворонкова
директор по технологическому развитию ООО "Джей–элан"