В Инженерном замке проходит выставка "Скульптура в камне XX–XXI вв."

Автор фото: rusmuseum.ru

 Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Скульптура в камне XX–XXI вв.".

Выставка "Скульптура в камне XX–XXI вв." в Инженерном замке примиряет всех и вся. Скульпторы, занимающиеся contemporary art, мирно уживаются здесь с выпускниками Академии художеств, а модернисты — с приверженцами классики. Даже радетели духовной чистоты искусства получат эстетическое удовольствие. Сладко дремлющий серафим Валерия Батки — увековеченная в камне душа пьяницы — умиротворит и сплотит всех россиян. В наши дни, когда стратегии современного искусства взяты на вооружение политтехнологами, а кураторы и художники в ответ только и могут что позвать на помощь участкового, именно так, просто и по делу, и надо делать выставки. Кураторские ухищрения в обществе, где черное и белое меняют местами несколько раз на дню, ни к чему.
Экспозиция в Инженерном создает представление о модернистской и постмодернистской части собрания скульптуры в камне, хранящегося в ГРМ. Даже для завсегдатаев музея здесь много нового. Впрочем, сегодня работы Степана Эрьзя, Константина Симуна, Александра Позина и других художников ХХ–XXI вв. кому–то могут показаться даже слишком смелыми. Теперь как будто мода на традиционность и простоту. Даже "Колхозница" Сергея Коненкова, которого не упрекнешь в недостатке народности, может вызвать подозрение: что–то уж слишком она мужеподобна, на что это тут намекает скульптор?
Выставка избавляет зрителя от многих сомнительных фантазий. Часть ее посвящена скульптуре, продолжающей классику. Здесь в основном работы первой половины ХХ в. Мемориальные скульптуры — еще один большой раздел, в нем интереснее всего надгробие летчика, выполненное Эрнстом Неизвестным. Следующий зал строится на произведениях известной петербургской семьи скульпторов: главы семейства Льва Сморгона, его дочери Марины Спивак, ее мужа Александра Позина и их дочери Инны. Так, по–домашнему, это ремесло веками живет и побеждает. Под занавес — молодые художники. Весомый, грубый, зримый "Кабан" Дмитрия Каминкера триумфально завершает этот обзор, важный уже тем, что здесь выявлены темы и тенденции скульптуры за последние 100 лет. Их можно было бы показать более систематично, но для начала достаточно завести предметный разговор о современной скульптуре. Ведь, похоже, это оптимальная кураторская стратегия на настоящий момент.