Елена Домброва, elena.dombrova@dp.ru Все статьи автора
21 августа 2015, 00:02 3459

Кризис подстегнул воровство в петербургских магазинах

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Из-за нестабильной экономической ситуации участились случаи магазинных краж: воруют как покупатели, так и сотрудники торговых сетей Петербурга. Потери порой достигают 2% от оборота магазинов — это значит, что в первые полгода городские ретейлеры могли потерять до 10 млрд рублей.

"С ноября прошлого года, когда начался кризис, количество попыток краж в магазинах нашей сети выросло в 3 раза, но, как правило, это мелкие кражи, которые мы легко пресекаем", — говорит Александр Шпетный, директор розничной сети "220 Вольт".

Три типа и две модели поведения в кризис

Три типа и две модели поведения в кризис

629
Игорь Скрипюк
Три типа и две модели поведения в кризис

Три типа и две модели поведения в кризис

629
Игорь Скрипюк

"С учетом опыта прошлых кризисов, конечно, криминогенная ситуация в эти периоды ухудшается, но это происходит не мгновенно", — говорит Владимир Бычек, вице-президент по развитию и корпоративной безопасности компании "Евросеть". Пока, по его словам, ситуация ровная, но компания стала проводить больше профилактических мероприятий и работы с правоохранительными органами чтобы избежать подобных ситуаций.

Перфораторы и алкоголь

По данным Global retail theft barometer, в прошлом году потери ретейлеров от краж составили в сумме $128,5 млрд, или 1,29% от продаж. По оценкам петербургских ретейлеров, потери от воровства составляют от 0,1% до 2% от продаж торговой точки. При обороте розничной торговли в первом полугодии 2015 года в 515,6 млрд рублей (данные "Петростата") речь идет о значимых потерях, которые особенно тяжелы в кризис.

В СТД " Петрович " установлены лимиты на недостачу: по складу — 0,1% от оборота склада и по торговому залу — 0,2%, то есть компания может терять около 350 тыс. рублей при обороте торгового зала в 3,5 млрд рублей.

Судя по исследованию Global retail theft barometer, самая крупная доля среди всех потерь торговых сетей приходится на магазинные кражи — 38%. Как рассказывает Александр Шпетный, можно выделить две категории магазинных воров: первые высматривают конкретные инструменты для личного использования, например перфоратор и болгарку, и пытаются вынести именно их. Вторые пытаются украсть случайные инструменты, чтобы затем их сбыть.

"Как правило, выносят ручной инструмент, электроинструмент, штучные товары, которые можно достать из упаковок, например кафель", — рассказывает Лариса Гриценко, управляющая сетью СТД "Петрович".

Самое популярные товары в продовольственных сетях — дорогой алкоголь, колбаса и рыба, кофе, которые можно выгодно перепродать, а также шоколадки, станки для бритья, которые легко вынести.  

В России за 2014 год число магазинных краж выросло на 68%

В России за 2014 год число магазинных краж выросло на 68%

417

Подводят свои

Чуть меньше, чем от магазинных воров, сети страдают от собственных сотрудников, которые в кризис используют незаконную продажу как дополнительный способ заработка. Потери от воровства сотрудников составляют 28% от общего объема потерь.

"Случаи воровства сотрудниками редки, потому что это легко отслеживается", — говорит Лариса Гриценко. По ее словам, инвентаризация позволяет очень быстро выявить виновного, а затем уже случай предается широкой огласке (на совещаниях, в корпоративном издании), и компания увольняет сотрудника с записью в трудовой книжке.

Воровство сотрудников — настоящая проблема для продовольственных сетей федерального масштаба. Из-за огромной текучки штата, а также большого числа привлеченной рабочей силы контролировать злоупотребления очень сложно, признаются ретейлеры.

Формат не защитил от ограблений

Пожалуй, самый нестандартный способ защиты от краж — это формат магазина. Так, например, в точках выдачи онлайн-заказов по определению нет витрин и открытой выкладки, а из крупного строительного магазина просто физически тяжело что-либо вынести. На рынке DIY больше воровству подвержены сети с большим количеством мелочевки в ассортименте.

Торговля через онлайн-витрину позволяет минимизировать магазинные кражи, отмечают в "Юлмарте". Однако формат не позволил ретейлеру избежать банального ограбления. Торговая сеть в этом году стала фигурантом более 10 нападений. Однако, как подчеркнули в "Юлмарте", благодаря  тесному сотрудничеству компании с правоохранительными органами, преступники были задержаны и переданы следствию.

Компания "220 Вольт" прошлой зимой столкнулась со случаями взлома: было два таких эпизода в Москве. "Мы усилили меры безопасности, работает видеонаблюдение, есть датчики движения и противокражная система", — рассказывает Александр Шпетный.

Новости партнеров
Реклама