Как Россия чуть не догнала и не перегнала Америку

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС

Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет, почему россияне не хотят работать.

Министр промышленности и торговли сообщил, что по производительности труда Россия впервые обогнала Америку. Да ладно, возразили в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно расчетам экспертов ОЭСР, в производительности труда Россия уступает США более чем вдвое. Разумеется, когда речь идет о приказе "догнать и перегнать", для русской статистики ничего невозможного нет, но стремительный и двукратный рост производительности труда россиян вызывает обоснованные сомнения.
Однако министр сопроводил свои рассуждения о росте производительности труда замечанием "сегодня при таком рубле". Суть этой важной оговорки министр не раскрыл, но мы рискнем проникнуть в его глубокую мысль. В прошлом году российский рабочий производил некоторое количество продукции и получал зарплату, которую можно выразить как в рублях, так и в долларах. Но случившаяся двукратная девальвация рубля означает, что сегодня долларовый эквивалент зарплаты россиянина уменьшился вдвое. Поэтому министр и мог сказать, что производительность труда, выраженная в инвалюте, в некотором арифметическом смысле обогнала американскую. А в попугаях–то я гораздо длиннее, как выразился по аналогичному поводу герой популярного мультфильма.
В ОЭСР производительность труда считают по старинке, в человеко–часах. Там взяли размер годового ВВП, разделили его на суммарное рабочее время и пришли к выводу, что в России средний трудящийся за час работы производит продукта только на $25,9. Это меньше, чем в Греции ($36,2), вдвое меньше среднего показателя по еврозоне ($55,9) и конечно же уступает американским $67,4.
Может быть, мало работаем? Не сказать. Согласно данным той же ОЭСР, мы проводим на работе в среднем 1982 часа в год, только греки стоят на трудовой вахте 2034 часа в год, остальные европейцы как–то ухитряются работать по времени меньше, а производить больше.
Труд, конечно, дело чести, доблести и геройства, да вообще, работа делает свободным, как гласил известный лозунг, однако входит ли усердный труд в приоритеты россиян? Если судить по телевизору, этому зеркалу народной души, то трудящийся человек не может быть героем российского романа. Вспомните хоть один отечественный сериал или фильм последних лет, в котором демонстрировалось бы, как работающий человек добивается успеха и получает в ознаменование своих усилий хороший дом, супермодель в постель, да и вообще все необходимое, чтобы спокойно встретить старость. "Дальнобойщиков" прошу не предлагать, там в каждой серии герои только и отвлекались от исполнения своих прямых обязанностей. Ах да, согласно опросам, 70% россиян вообще не верят в возможность честного заработка больших денег. Не верят, и все.
При этом в зарубежных сериалах пружиной сюжета часто служит именно добросовестное исполнение героем требований должностной инструкции. Доктор Хаус в первую очередь лечит людей, а уже потом флиртует и развлекается. Многочисленные попытки сделать русский "медицинский сериал" превращались в демонстрацию приключений плейбоя, который (ладно, так уж и быть) иногда и посмотрит на больного.
Все знают шоу "Дом–2", но кто помнит первый "Дом"? Тот "Дом" давно забыт, потому что телезрителям не понравились семейные люди средних лет, которые скучно строят жилище. Неудачный опыт был учтен, и в "Дом–2" пришли мальчики и девочки, которые ничего не строили, а только выясняли отношения перед камерой. Они стали звездами и секс–символами — именно потому, что не работали, а занимались чем–то совсем другим.
"Ну как, твой мужик уже устроился?" — спрашивает женщина у подруги. "Нет, все еще работает", — печально отвечает та.
А зачем работать? Много зарабатывать и тратить? Вот и телевизор объясняет, что культ потребления — это там, где нет духовности, но есть высокая производительность труда, а здесь другие ценности. Трудно ждать трудовых подвигов от человека, который убежден, что трудами праведными не наживешь палат каменных, работа не волк, в лес не убежит, да и вообще, в лагере губит не маленькая пайка, а большая. А жить все равно стало лучше, жить стало веселее, так и товарищ Сталин в свое время говорил.
А когда жить веселее, работа спорится, отсюда — высокие нормы выработки, прибавлял товарищ Сталин. Высокие нормы выработки, похоже, и станут тем лекарством, которое власти пропишут трудящимся для ускорения отсутствующего экономического роста.