Самый русский музей

Отчетная экспозиция проходит в Русском музее

Русский музей во всех смыслах слова русский. Он наш, знакомый до слез и любимый особенно за то, что всегда дает повод для профессиональных дискуссий. Это сейчас очень ценишь, видя, как художники и кураторы разъясняют минкультовским чиновникам, зачем искусство нужно в принципе. Пока энтузиасты клеймят contemporary art за бездуховность и русофобию, а титаны духа куют духовные скрепы, Русский музей занимается своим делом, не впадая в крайности. И хотя еще не так давно говорили, что ГРМ частит старомодными блокбастерами, заигрывает с широкой публикой и профанирует актуальное искусство, выставка новых поступлений за последние 16 лет снимает эти упреки.
Предыдущая отчетная экспозиция была в тревожном 1998-м. С тех пор все много раз переигралось так, что нас теперь ничем не удивить. Выставка передает дух этих лет, на которые пришелся закат ельцинского времени, нулевые и первая пятилетка вечных духовных ценностей, — дух непредсказуемой, лихой и внешне соответствующей формальным условностям жизни. Экспозиция построена просто: залы распределены между отделами музея. Мы не видим здесь общей идеи или стратегии пополнения собрания, как не видим цельности в происходившем последнее время. Музею сложно было делать закупки без серьезного бюджета. Большая часть новых поступлений — дары, их около 12 000. Куплено же было всего около 2000 произведений. Выставка представляет наиболее интересные приобретения разных отделов: от народного творчества до новейших течений, от древнерусского искусства до графики. Редких вещей здесь более чем достаточно: автопортрет Михаила Врубеля, коллекция глиняной игрушки Михаила Никитина, ранняя абстракционистская скульптура Леонида Сокова, сюрреалистская керамика Михаила Копылкова конца 1970-х, эскиз афиши вечера памяти Велимира Хлебникова в 1924 году. Гвоздь программы — коллекция братьев Ржевских, знакомая многим по Мраморному. А чтобы любовь к изящному не казалась медом, есть и живопись Зураба Церетели.
Эти 16 лет ГРМ вел работу на всех фронтах. Отдельно можно обсуждать, какие лакуны остаются в его коллекциях сегодня. Но без сомнений, именно Русский музей, а не сливающиеся с креативом прогрессивные кураторы, подает пример, как заниматься своим делом, пока не подоспел эффективный менеджмент.