Анастасия Жигач Все статьи автора
30 июля 2015, 15:14 1499

Как прошла восьмая "Биржа стартапов"

Фото: Валентин Беликов

29 июля в ресторане "Наbeerежная" прошла восьмая по счету "Биржа стартапов". Инвесторы увидели сервис универсальных согласований, визуальный планировщик задач, барабаны для фитнеса, "умную перчатку", систему интерактивных коммуникаций для бизнеса и сервис для поставок товаров из Китая. Три из шести проектов услышали заветное "да" и "давайте пообщаемся лично".

Июльская "Биржа стартапов" собрала 16 экспертов из самых различных областей. Возможно, поэтому участникам, ищущим инвестиции, было особенно непросто защищать свои проекты перед членами жюри. С первых же минут стало ясно: экспертиза в этот раз очень серьзная.

Госфонды в России за пять лет вложили 210 млрд рублей в стартапы

Госфонды в России за пять лет вложили 210 млрд рублей в стартапы

217
Сергей Сатановский

Первым перед бизнесменами и аналитиками выступил Павел Черный.Он рассказал о своем проекте Best Deals, который уже начал приносить ему первые деньги. Эта компания занимается поставкой товаров из Китая, предоставляя услуги оптовой продажи, дропшиппинга (вид предпринимательской деятельности, который заключается в реализации товаров фирмы-поставщика посредником), экспедитора и таможенного представителя. Чтобы масштабировать этот бизнес, 26-летнему предпринимателю нужно 9,3 млн рублей. На эти деньги он собирается создать страховой фонд компании. Прочитать о его проекте подробно можно здесь.

С любовью из Китая

Павел не фокусируется на какой-то определенной группе товаров и позиционирует себя как универсальный поставщик любых товаров из Китая. Это не мешает ему закупать в Китае так называемые "хиты продаж" и с собственного склада поставлять продукцию в партнерские интернет-магазины, что, как он предполагает, может стать его основным источником дохода. Компания сама оформляет таможенные документы и сертификацию продукции и забирает себе 5% от суммы контрактов.

К сожалению, его презентация была не самой уверенной, и члены жюри закидали Павла вопросами. Главное, что он не смог объяснить инвесторам, как именно он гарантирует качество продукции. В результате проект остался почти без внимания.

"У нас присутствует один из самых крупных оптовых поставщиков из Китая - Alibaba. Каким образом вы предполагаете с ним конкурировать? Даже если у меня нет расчетного счета в долларах, опыта внешней экономической деятельности и представителя в Китае, я просто могу найти брокера, который сделает мне то же самое, что и вы, - весь комплекс услуг. Но непонятно даже не то, как именно вы будете конкурировать с брокерами, а как вы будете отвечать за качество поставок. Есть ли у вас гарантия возврата товара? Не вижу вашего преимущества перед существующими крупными игроками. Я 20 лет на рынке и знаю, о чем говорю", - сказал Георгий Мельников, экс-директор по логистике "О'Кея" и эксперт бизнес-школы "ВВЕРХ".

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Для инвестора вы выглядите как бездонная яма, в которую можно заливать деньги, увеличивать складскую программу со всеми вытекающими отсюда рисками. И то, что вам надо 9 млн, это ни о чем, учитывая количество отказов от сделок, которые могут достигать 30%. Вы сейчас влезаете на территорию, на которой у профессионала возникает сразу изжога", - обратился к Павлу директор Фонда предпосевных инвестиций Михаил Раяк.

"Не совсем понятно, зачем и куда они идут. Брокеры из Китая - это не очень сложная услуга, которой сейчас не найти. Как купить товар из Китая, мы все знаем, надо что-то поинтересней придумать, какую-то собственную фишку", - резюмировал аналитик венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Максим Малый.

Почему стартаперам нужно обращаться к акселераторам

Почему стартаперам нужно обращаться к акселераторам

423
Николай Страх

"Даже на Startup Lynch в бизнес-инкубаторе "Ингрия" не всегда так жестко гоняют. Но лучше засыпаться на вопросах жюри, чем на вопросах клиентов",  - напишет после в Facebook координатор технопарка Андрей Таршин.

Второй стартап - визуальный менеджер задач To-Round, выполненный в минималистичном дизайне, - получил больший отклик у аудитории. Руководитель стартапа Александр Ржевкин описал его в презентации так: "Этот проект – наша история борьбы с про********* делами". Задачи, которые ставит себе пользователь, отображаются в виде шариков разного цвета и размера, которые по мере выполнения уменьшаются и в итоге падают в воронку - окончательно исчезают из плана действий.

Он ищет $150 тыс. инвестиций, а пока развивает этот проект на деньги, которые приносит ему другой бизнес - компания по разработке технической части для IT-стартапов. На развитие To-Round он тратит $11 тыс. в месяц. Пробная версия планировщика задач была сделана командой Александра 2,5 года назад и тогда же стала доступной для пользователей. Таким образом команда стала тестировать свои идеи, но потом по разным причинам проект остался без внимания. За это время у него образовалась аудитория - 8 тыс. пользователей - и, обнаружив это, молодой предприниматель решил возобновить работу над проектом.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Сейчас на рынке больше 600 конкурентов To-Round, в том числе Todoist, Wunderlist Trello, Evernote, Droptask, Kanbanpad. Пока проект не монетизируется, но деньги от него Александр надеется получать, продавая рекламу в планировщике задач и предоставляя расширенный функционал пользователям, в том числе в сегменте мобильных приложений на разных платформах. Чтобы выпустить приложения, набрать базу более 100 тыс. пользователей, перевести продукт на 15 языков и улучшить качество поддержки пользователей, предприниматель и обратился к инвесторам. Большой вопрос вызвала у инвесторов позиция Александра касательно доли, которую он предлагает инвестору. Уж очень скромной оказалась цифра. Презентацию проекта можно скачать здесь.

"Как я понимаю, компания будет сейчас жечь много денег на свою прихоть, потому что, со слов основателя, он верит в этот проект и, в частности, в то, что это массовый продукт. Хотел бы дать рекомендацию: проект нужно делать для потребителей, а не для себя, потому что создается ощущение, что в том виде, в котором он есть сейчас, стартап не подойдет никому. Каждому будет чего-то не хватать", - заявил представитель Фонда развития интернет-инициатив Николай Страх. "Проект To-Round довольно самоуверен, между тем следует прислушиваться к мнению инвесторов и немножко поменять вектор развития," - выразила общее мнение членов жюри директор по развитию ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга" Марина Зинина. "Непонятно, почему вы заливаете туда деньги. Вероятно, вы ищете Цукерберга, который позвонит", - пошутил Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт". Между тем некоторые гости "Биржи стартапов", попробовавшие воспользоваться тестовой версией продукта, оценили его удобство и простоту и выразили желание пользоваться To-Round для собственных списков дел.

Инвестор верхом на барабане

Настоящей феерией оказалась презентация проекта Bassenji Екатерины Давыдовой. Девушка предлагает необычный фитнес-тренажер: инновационные барабаны для физических нагрузок. Она открыла инновационное направление фитнеса, сочетающее в себе тренировку и игру на специальном барабане-платформе с утяжеленными барабанными палочками под музыку. Сам барабан и программа занятий, помогающая сжигать до 770 килокалорий в час, запатентована. Проект оценили эксперты Startup Village "Сколково", в полуфинал которого Екатрина смогла попасть, обойдя почти тысячу проектов со всей страны.

Сейчас Bassenji находится на стадии переговоров с одной из петербургских фитнес-сетей. Конкурентами выступают авторские программы для групповых занятий: пилатес, йога, Les Mills, Body Art, Pound Fitness. Схема монетизации: продажи комплектов оборудования для занятий, курсы обучения инструкторов. На точку безубыточности проект, по словам предпринимательницы, должен выйти в январе 2016 года. Вернуть инвестиции (12 млн рублей для быстрого захвата рынка) она планирует к ноябрю 2017-го. Посмотреть, что представляет из себя этот стартап, можно тут.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Чтобы как следует презентовать свой продукт (барабаны-площадку для занятий и особые утяжеленные и брендированные палочки для тренировок), девушка предложила Виталию Новикову, управляющему директору Университета продаж, выйти на сцену и попробовать повторить тренировочные движения вслед за ее фитнес-инструкторами. В итоге впервые в истории "Биржа стартапов" увидела инвестора верхом на барабане - шоу получилось эффектным. Вот как надо привлекать и заинтересовывать инвесторов, заметил кто-то из представителей венчурных фондов. А члены жюри во главе с самим Новиковым смогли воочию убедиться, что тренировки с барабанами не так просты, как кажутся на первый взгляд, действительно эффективны, увлекательны и зрелищны.

"Думаю, что это отличная идея! Возможно, это то, ради чего мы все здесь сегодня собрались, потому что ваш проект точно нужен людям. Вы обязательно найдете свою целевую аудиторию, только нужно ярче выделить свое отличие от других и, может быть, подумать над бесшумным способом игры на барабане: тогда вас с удовольствием купят домой или в офис. Я бы с удовольствием взял такое на работу", - посоветовал председатель совета директоров ГК "БЕСТЪ" Андрей Лушников. Он обменялся контактами с предпринимательницей и высказал мысль, что тренировку по методике Екатерины Давыдовой вместе с ее барабанами вполне можно провести в пространстве "Бенуа".

"Красиво и здорово, вы молодец. Но у вас классический VAS – value added services. Это не бизнес, это "дополняшка", проект. Если какой-то фитнес-клуб сделает у себя такую штуку, он повысит лояльность клиентов. Но как отдельный бизнес сейчас я это не вижу", - дал свою оценку Михаил Раяк.

"Катя, у меня 39 спортивных клубов, продайте мне идею. Я хочу услышать, зачем вы мне нужны", - попросил Алексей Фурсов, президент "Евразия Холдинг", владелец сети Fitness House, убедить его в том, что ему нужна разработка Bassenji. "Благодаря нашему продукту посещаемость групповых занятий у вас возрастет, вы не будете ломать голову через месяц, когда людям наскучат стандартные программы, они всегда будут замотивированы. Между тем люди, которые ходят на групповые занятия, - это самые стабильные клиенты. Например, люди, которые занимаются степ-аэробикой, ходят на тренировки в течение 5 лет", - ответила ему девушка.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Не так! Не так надо говорить! - не смог сдержаться Виталий Новиков. - Коэфициент "выбытия" сократится, коэффициент притока клиентов вырастет, увеличится вовлеченность, сократится доля тех, кто купил абонемент, не ходит в зал и впоследствии отказывается от услуг фитнес-центров". "Барабаны, допустим, купил бы клуб. А палочки пускай покупают клиенты: выбирают себе разный дизайн под настроение, с разными лозунгами и так далее", - поделился своими мыслями Андрей Лушников. "Это вообще классная идея", - кивнул Виталий Новиков.

"Зачем вам платить деньги? Почему вы не считаете, что вас просто скопируют? Я вижу очень слабую защищенность. Сегодня такого занятия нет, но все течет и меняется. Грубо говоря: мы инвестор, вложились в эту историю. Послезавтра, допустим, продали в несколько спортивных клубов. Но я, как руководитель спортивного клуба, смотрю с другой стороны. Зачем мне платить им деньги, если я возьму не квадратные, а круглые барабаны, возьму у них тренера и сделаю самостоятельно. Защищенности у продукта нет. Идея хорошая, но для одиночного клуба. Для сетей же проще купить человека, который будет обучать остальных. Здесь нет ноу-хау, - обратился к Екатерине Давыдовой владелец Fitness House. - Когда я начинал искать деньги лет пятнадцать назад, ситуация была противоположной: инвесторы просили 80% за вход в такие проекты, а вы предлагаете 20%. У вас пока ничего нет. У вас классная идея, вы хорошие ребята. Посетителям спортклубов будет точно интересно у вас заниматься, но у классной идеи пока нет продукта. Вы не на стадии написания Facebook".

"Вам нужно сделать палочки, которые будут по Bluetooth соединяться с наладонником, отмерять количество ударов и что-нибудь еще. Тогда появится уникальность", - предложил Алексей Федоров. Остальные члены жюри посоветовали связать бренд Bassenji с именем медийной личности в спорте, чтобы сделать продукт узнаваемым и выделиться на рынке хотя бы за счет этого.

Сервис интерактивных коммуникаций Sms-Vote показал инвесторам Сергей Стащак. Он предлагает современный инструмент оценки качества услуг компании, который предоставляет возможность контроля качества оказанных услуг через sms или WhatsApp-опросы потребителей. А также сервис поддержки клиентов с помощью мессенджеров Chat HelpDesk. Целевая аудитория Сергея - компании сектора обслуживания и торговли, которым требуется оперативное и интерактивное взаимодействие со своими потребителями и сотрудниками.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"В теории оценки качества есть статистика, согласно которой 30% ваших клиентов неконфликты. Они не берут книгу жалоб и никак не выказывают своего недовольства, но, если им что-то не нравится, просто перестают ходить в этот ресторан или пользоваться услугами этой компании, - напомнил предприниматель. - Вы никогда не узнаете, что надо изменить, чтобы он вернулся или не уходил. В то же время, если у компании есть такой канал связи, как мессенджер, эти клиенты с большей долей вероятностью оставят информацию компании, что их устроило. В результате владелец бизнеса получает информацию, как можно улучшить свой сервис".

Проект уже зарабатывает, первые продажи состоялись еще 2 года назад.Среди клиентов  - Министерство экономического развития РФ, IBS, Webinarix и другие. Sms-Vote берет абонентскую плату за пользование сервисами, а также плату за переданные сообщения. На создание и развитие сервисов, а также интеграцию их с другими популярными мессенджерами и перевод на иностранные язки, требуется 5 млн рублей. Проект после презентации на "Бирже стартапов" получил приглашение от Фонда Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ).

Михаил Раяк высоко оценил проект, заметив, однако, что миллиардером благодаря такому стартапу стать не удастся. "Хороший, кондовый крепкий бизнес, занимайтесь, вкладывайтесь. Закат sms-миллиардеров прошел, но остался шанс зацепиться за какие-то ниши и стать миллионером", - сказал эксперт. Его поддержал Виталий Новиков: "Sms-Vote - это то, что сейчас нужно бизнесу с точки зрения клиентоориентированности. Мы не всегда находим такой инструмент на рынке, поэтому я вижу здесь перспективу и буду рекомендовать его своим клиентам". Ознакомиться с проектом можно здесь.

Очень умная перчатка

Бурную реакцию у инвесторов вызвал проект "Реабот" Вадима Котенева. "Умная перчатка" для восстановления мелкой моторики рук после инсульта, которая уменьшает срок реабилитации, спровоцировала виртуальную драку между представителями  iDealMachine, Политехом и Фондом предпосевных инвестиций. Бой за проект развернулся в общей Skype-конференции уже во время презентации стартапа.

Разработка перчатки началась в апреле этого года, выпуск прототипа намечен на август. В команде проекта - специалист по робототехнике и созданию человекомашинных интерфейсов. На тыльной стороне перчатки расположены устройства, двигающие пальцы рук пациента. Перчатка подключается к компьютеру с помощью usb, а с помощью специально разработанного программного обеспечения человек выбирает подходящие ему упражнения, может видеть предстоящие тренировки и следить за своим прогрессом.

Перчатка подсоединяется к нему через usb-порт. Продажи, по плану создателей, должны начаться во II квартале 2016 года. Первая тысяча устройств может принести проекту $500 тыс. До этого, в ноябре 2015 года, "Реабот" намерен поставить в медклиники пробную партию перчаток. Детали для них будут изготавливать в Китае и других странах, сборка будет осуществляться в РФ.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Проект интересен, надо смотреть, причем с нескольких направлений. Обязательно будем смотреть, что они сделают, уже обменялись контактами", - сказал Алексей Толмачев, управляющий директор Rinnova Ventures. Ознакомиться с презентацией стартапа можно, пройдя по этой ссылке.

"К нам вчера как раз приезжали китайцы, они просят такие вещи. Так что давайте обменяемся данными и поговорим. Если у вас есть пускай не оригинальная, но разработанная вами самими технология, то этот продукт надо брать и продавать. Потому что, представьте, если вы туда сделаете силиконовое дополнение и сможете удаленно дублировать действия одной руки виртуальной рукой, это уже будет хороший прорыв", - опередил коллег Михаил Раяк. "Если Михаилу понравилось, то полдела уже сделано", - заметил Алексей Федоров.

"Такие вещи, конечно, очень нужны, их будут покупать. Единственное, хотел бы обратить ваше внимание на прокатную историю. Cоветую ее проработать, чтобы человеку было что делать с перчаткой после лечения", - отметил Андрей Лушников.

Единый центр согласований

Завершил восьмую по счету "Биржу стартапов" проект "Помодок", который представил президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский. Это онлайн-сервис для получения согласовательной документации: на установку рекламных конструкций, кондиционеров, увеличения электрических мощностей, получения алкогольной лицензии и прочего. Детальную презентацию проекта можно посмотреть здесь.  Запустив стартап в феврале 2015 года, Александр уже получает с него прибыль (комиссия 20% с каждого согласования). Сейчас он ищет инвестора, которому за 30 млн рублей готов предложить до 30% компании.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Проект поддержан правительством Петербурга, что отражено в резолюции форума по малому предпринимательству, прошедшего осенью 2014 года. В то время проект находился в разработке. "Мы разрабатываем механизмы, которые позволят создавать электронные кабинеты чиновников, соединенные с функционалом сервиса, что позволит согласовывать большую часть документации удаленно", - рассказал предприниматель.

"Интересный проект, но он зашел на такой нецивилизованный рынок, что, чтобы этот проект заработал в полную силу, необходима некая смена сознания потребителя. В целом я вижу, что предприниматель опытный, это не первый его бизнес: у него есть понимание отраслевой специфики и какой-нибудь лоббистский ресурс однозначно поможет продвинуть "Помодок" вперед", - заявил Вадим Баткин, партнер Senior Advisors.

"Если это будет некий виртуальный центр документов, куда ты обращаешься по вопросам, наверное, это интересно, потому что, например, ЕЦД отлично работает. Если они смогут сделать такую же систему для бизнеса, я считаю, что у этого есть шанс на успех: проект сможет занять свою нишу с достаточно высокой рентабельностью", - поддержал его Алексей Фурсов и посоветовал сменить название. Александр с ним не согласился, заметив, что если название вызывает эмоцию, значит, оно выбрано правильно и запоминается клиенту. К тому же оно уже зарегистрировано как товарный знак.

"Мне понравился проект "Помодок", Александр специалист в своем бизнесе. Проблема согласования стоит у многих, как в бизнесе, так и у частников. Это неплохое окно, в которое можно идти", - заявил Алексей Толмачев, управляющий директор Rinnova Ventures.

Следующая "Биржа стартапов" пройдет 31 августа. Чтобы подать заявку на участие, достаточно прислать описание проекта на startup@dp.ru. Презентации всех стартапов-участников можно посмотреть здесь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама