Гендиректор "Росгеологии" Роман Панов: "Мы не потеряли контракты из–за санкций"

Автор фото: Ковалев Петр

Генеральный директор холдинга "Росгеология" Роман Панов рассказал "ДП", почему его предприятие не ощутило негативного влияния зарубежных санкций, направленных против России, и зачем в Петербурге создается новая структура холдинга на базе трех существующих предприятий.

Холдинг "Росгеология" находится в стадии реорганизации. С чем это связано?

— В 2011 году на базе ОАО "Росгеология" был создан государственный холдинг, в который вошло еще 37 предприятий. В прошлом году к ним присоединилось также ОАО "Зарубежгеология", а в феврале 2015–го вышли указы президента РФ по расширению холдинга через включение в его состав еще 25 организаций. Их акции будут переданы от Росимущества на баланс "Росгеологии" через допэмиссию. После присоединения в "Росгеологию" будут входить 63 компании в 40 регионах страны.
Эти изменения требуют реорганизации структуры такой масштабной группы компаний. Логично это сделать по территориальному принципу. Будет образовано восемь подразделений "Росгеологии" в разных федеральных округах. На Северо–Западе новая структура будет базироваться в Петербурге, где у нас расположены три крупных предприятия, в частности Петербургская комплексная геологическая экспедиция (ПКГЭ).

Зачем нужна отдельная структура?

— Объединение компетенций дает синергетический эффект: у нас появятся новые возможности для расширения и бизнес–направлений, и географического присутствия.
Например, мы планируем выйти в новые регионы: на Кольский полуостров, в Мурманскую, Архангельскую области. Мы оптимизируем управленческую структуру, исключаем дублирующие функции. До объединения каждое из трех петербургских предприятий имело свой управленческий персонал, несло затраты на его содержание.
Кроме того, объединенная структура может предложить рынку комплексную услугу.
Раньше у каждой организации была отдельная компетенция, поэтому ее деятельность охватывала небольшой сегмент рынка. А объединившись, мы сможем предложить потребителю широкую линейку услуг. Работая с объединенным парком оборудования и штатом специалистов, мы сократим сроки выполнения работ. В итоге это должно привести к росту нашей доли на рынке.

Какова она сейчас?

— Примерно 20–25% на Северо–Западе. Думаю, нарастим ее в ближайшее время до 30%.
Сейчас мы анализируем состояние наших активов, чтобы определить, где нужна модернизация, по каким направлениям. Среди наших предприятий есть устойчивые, с хорошей производственной базой и качественным менеджментом. А есть и проблемные.

Многие отрасли экономики очень зависимы от импорта. Как решаете проблему подорожания иностранного оборудования, технологий?

— У нас достаточно велика доля отечественного оборудования. Хотя, конечно, очень много закупаем за рубежом. Например, лабораторные комплексы мы импортируем.
Ведем работу по импортозамещению. Скажем, в геологоразведочном оборудовании, в ряде технологий. Например, петербургское "Севморгео" разработало уникальную технологию глубоководного бурения с помощью буровых комплексов донного базирования.
Это единственная в России компания, проектирующая глубоководные буровые установки. Над их изготовлением "Севморгео" работает совместно с петербургским Средне–Невским судостроительным заводом.
Мы сегодня стараемся не идти за рынком, а работать на опережение. То есть формировать перспективные направления, чтобы иметь возможность предсказывать потребности рынка и удовлетворять перспективный рост, выходя с опережающими технологиями. Скажем, прирост мировых запасов нефти и газа в 2014 году стал самым низким за последние 20 лет. Причем основной прирост приходился на шельф, на суше крупных открытий сделано не было.
Уже в 2001–2010 годах на шельф приходилось две трети открытий месторождений. В России же, в одной из немногих стран мира, есть потенциал для обнаружения новых месторождений как на море, так и на суше. Это означает, что геологоразведка в ближайшие годы — до 2020–го — будет одной из самых привлекательных сфер для инвестиций, которые принесут очень значительную отдачу в 2025–2030–е годы.

В Петербурге и Ленобласти, увы, нефти и газа нет. На геологоразведке каких полезных ископаемых сосредоточена работа холдинга здесь?

— ПКГЭ, например, сейчас завершает исследование территорий Лодейнопольского, Волховского и Тихвинского районов Ленобласти на предмет наличия на их территории благородных металлов, алмазов, урана, каолина, а также общераспространенных полезных ископаемых.
Предварительные результаты показывают, что в этих районах есть участки с высокими перспективами на строительные пески, кирпичные глины. Это правобережье реки Шижня, левобережье реки Паша и междуречье этих рек.
В Гатчине мы проделали большую работу по исследованию подземных вод. Наша задача была определить, пригодны ли они для питьевого и хозяйственно–бытового водоснабжения.
Гатчина испытывает сегодня дефицит питьевой воды. Уже сейчас можно сказать: проблема обеспечения Гатчины водой будет решена. "Севзапгеология" обнаружила запасы подземных вод в объеме 30 тыс. м3 в сутки.

Сказались ли политические события и экономические санкции на ваших зарубежных контрактах?

— Мы работаем с государствами, которые санкций против России не вводили. Это страны Африканского континента, Латинской Америки, Юго–Восточной Азии, Ближнего Востока.
Есть сегменты, где мы очень конкурентоспособны. Например, сухопутная сейсморазведка, поиски и оценка ресурсов твердых полезных ископаемых.
Как это ни странно, с вводом санкций вырос интерес зарубежных партнеров к сотрудничеству с холдингом.
Например, на Петербургском международном экономическом форуме мы подписали новое международное соглашение — с греческой компанией Damco Energy.
"Росгеология" будет заниматься поиском и оценкой потенциальных геотермальных источников для строительства на них электростанций. Такой опыт у нас есть на Камчатке.
В Греции есть удаленные острова с дефицитом электроэнергии, где имеются геотермальные источники — очень эффективный в таких случаях вариант для производства электричества.
Думаю, что если государство будет стимулировать отечественные предприятия, занимающиеся научными разработками, производством, как это происходит на примере "Росгеологии", то санкции, наоборот, сыграют положительную роль для нашей экономики.

Справка

Холдинг "Росгеология"

> Предшественник современной "Росгеологии" — Московское отделение Геолкома было создано в 1918 г. указом Высшего совета народного хозяйства.
> "Росгеология" принадлежит Росимуществу. Компаниями холдинга открыто более 1000 месторождений, среди которых Астраханское (2,5 трлн м3 газа), Тенгизское (3,1 млрд т нефти), Сухой Лог (2 тыс. т золота), Курская магнитная аномалия и др.


Биография

Роман Панов

> В 2000–2012 гг. работал в коммерческих фирмах: в ООО "Интерма", Росзарубежцентре МИД России, в различных структурах "Газпрома" и "Норникеля". В 2013 г. назначен гендиректором холдинга "Росгеология".
> Родился в 1978 г. Выпускник Московского суворовского военного училища, Военного университета Минобороны. Имеет степень MBA по направлению "стратегический менеджмент" в Высшей школе экономики.