"Газпром нефть" потратит 2,5 млрд рублей на строительство нефтебазы в Ленобласти

Генеральный директор ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков

На рынке хранения топлива Петербурга и Ленобласти появится новый крупный игрок — "Газпром нефть". Компания вложит 2,5 млрд рублей в строительство в Тосненском районе нефтебазы с годовым объемом перевалки горючего около 1 млн м3, и она сразу займет 20% местного рынка.

Как стало известно "ДП", "Газпром нефть" построит в Ленобласти нефтебазу на 42 тыс. м3 с мощностью перевалки около 1 млн м3 топлива в год. По оценкам экспертов, она займет 20% рынка Петербурга и области и будет обслуживать все АЗС "Газпром нефти" на Северо–Западе. У нефтебаз, с которых топливо поступает на заправки "Газпром нефти" сейчас (доля АЗС компании на розничном рынке Петербурга и Ленобласти — 12%), возникнут проблемы из–за потери столь крупного клиента, которого им будет трудно заместить. Потребление бензина в регионе почти не растет, а продажи дизельного топлива падают.
Строительство нефтебазы обойдется в 2,5 млрд рублей. В общей сложности в строительство и реконструкцию своих нефтебаз в России в течение 10 лет компания вложит 32 млрд рублей.

Четыре миллионника

Новая нефтебаза "Газпром нефти" расположится в поселке Гладкое Тосненского района Ленобласти. Об этом рассказал Павел Полищук, гендиректор компании "Газпромнефть–Терминал" ("дочка" "Газпром нефти", с 2013 г. занимается перевалкой и хранением нефтепродуктов). По его словам, открытие хранилища намечено на II квартал 2016 г. Объем единовременного хранения топлива на базе составит 42 тыс. м3, годовой объем перевалки — не менее 800 тыс. м3. "Это будет одна из четырех крупнейших нефтебаз–миллионников "Газпром нефти" в России. Есть еще три: Омская, Павельцовская в Москве и Шабровская в Екатеринбурге", — сообщил он.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.

Топливо в Гладкое будет поступать с двух НПЗ, входящих в структуру "Газпром нефти": Московского и Ярославского ("Газпром нефть" имеет доступ к заводу "Славнефть–Ярославнефтеоргсинтез" благодаря тому, что владеет 50% в капитале "Славнефти").
В прошлом году стартовала общероссийская программа модернизации нефтебазового хозяйства компании. Она продлится до 2025 г. и оценивается в 32 млрд рублей. По расчетам ЗАО "Газпромнефть–Терминал", за это время объемы перевалки на нефтебазах предприятия удвоятся и составят 11,8 млн т в год. "Газпром нефть" также модернизирует инфраструктуру Гладкого: реконструирует ж.–д. станцию, автодорогу, трансформаторную подстанцию, построит пожарное депо.

Прирост мощностей

Сейчас поставки топлива на АЗС "Газпром нефти" осуществляются с арендованной "Газпромнефть–Терминалом" нефтебазы "Красный нефтяник" и сторонних хранилищ: "Бронка", "Назия", "Ручьи", "Псковнефть–Терминал", ЛПДС "Красный Бор" и Валдайской нефтебазы. Крупнейшие топливные терминалы в регионе — принадлежащая ПТК нефтебаза "Ручьи" (90 тыс. м3 единовременного хранения) и нефтехранилище "Несте" в поселке Бронка (46 тыс. м3).
Мощность большинства нефтяных складов Северо–Запада — в пределах 10 тыс. м3. В общей сложности АЗС Петербурга и области снабжаются топливом примерно с 20 нефтебаз совокупной емкостью около 300 тыс. м3 единовременного хранения.
В конце 2000–х гг. многие участники рынка заявляли о планах по наращиванию мощностей топливных складов. Например, "Несте" собиралась увеличить объемы своей базы до 200 тыс. м3. Проектная мощность этого склада, построенного в 1999 г., составляет 500 тыс. м3. Ранее представители "Несте" говорили, что существующие объекты в Бронке — лишь первая очередь терминала, но из–за кризиса и не оправдавшихся из–за него надежд на рост потребления топлива проект был отложен.
Конкуренты " Несте " тем не менее реализовали подобные планы. Как сообщил первый заместитель генерального директора ООО "ПТК Холдинг" Леонид Чурилов, в этом году завершается реконструкция и модернизация терминала "Ручьи", мощность которого увеличилась на 50%. Сейчас завершается строительство лаборатории, которая войдет в новый комплекс.

Логичный вход

Рынок хранения топлива очень узок, и появление нового конкурента в лице крупного терминала "Газпром нефти" приведет к перераспределению сил на нем, считают эксперты. По их мнению, новый склад способен перетянуть на себя значительные объемы топлива, которые сейчас распределяются между другими нефтебазами. Замещать эти объемы сейчас нечем: потребление бензина в последние годы почти не растет, а дизельного топлива — падает.
По оценке НП "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга", в начале 2015 г. спрос на дизельное топливо сократился на 20% по сравнению с показателями 2014 г. Причина — снижение активности в строительстве, из–за чего в Петербурге и Ленобласти упала интенсивность использования спецтехники, а значит, и спрос на дизельное топливо.
"Газпром нефть" поступает логично, отмечает вице–президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов: "Сейчас на рынке происходит передел: нефтебазу "Ручьи" недавно отрезали от трубы (Ростехнадзор с 1 января текущего года остановил работу нефтепродуктопровода от нефтеперекачивающей станции "Транснефти" "Красный Бор" до "Ручьев", по которому на базу поступало дизельное топливо. — "ДП"). По этому трубопроводу проходили значительные объемы топлива, которые теперь поставляются железнодорожным и автотранспортом. Это привело к изменению топливной логистики — удачное время для выхода на рынок нового игрока", — полагает Ринат Фаттахов.
Владелец " Фаэтона " Сергей Снопок предполагает, что появление нового конкурента приведет к снижению расценок на хранение топлива примерно на 20%. Сейчас они составляют 12 – 27 рублей за 1 м3 в сутки (соответственно, годовой оборот рынка хранения — 20 – 44 млрд рублей).
Однако на розничной стоимости топлива эти изменения не отразятся, считает руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев, так как со следующего года все новые автомобили, производимые и импортируемые в Россию, должны будут соответствовать топливному стандарту "Евро 5", более дорогому по сравнению с другими видами топлива. Кроме того, доля затрат на хранение в розничной стоимости бензина невелика.
Появление новой крупной нефтебазы в Ленобласти позволит повысить маржу АЗС, так как поставку топлива "Газпром нефть" будет осуществлять со своего НПЗ через собственную нефтебазу. Такой бизнес–шаг соответствует курсу компании на повышение эффективности деятельности. При этом не исключено перераспределение рентабельности: нефтебаза может взимать комиссию за обслуживание (маржа мелкого опта), и в результате маржа АЗС снизится, а мелкий опт станет более прибыльным. Такой подход широко распространен в вертикально интегрированных нефтяных компаниях.
Инна Карпова
представитель консалтинговой группы "НЭО Центр"
Я думаю, что хотя новая нефтебаза "Газпром нефти" — крупный объект и другие игроки потеряют из–за ее появления большие объемы, но все же они смогут их восполнить. Дефицита на этом рынке нет, но качественные площадки востребованы. А "Газпром нефть" с ее высокими требованиями занимает сейчас как раз очень хорошие нефтебазы. Трудно сказать, какие именно компании придут на ее место. Возможно, если "Роснефть" или "ЛУКОЙЛ" будут увеличивать объемы поставок в Петербург и Ленобласть, то они и воспользуются хранилищами, которые освободит "Газпром нефть".
Олег Ашихмин
президент НП "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга"