На рынке хранения топлива Петербурга и Ленобласти появится новый крупный игрок — "Газпром нефть". Компания вложит 2,5 млрд рублей в строительство в Тосненском районе нефтебазы с годовым объемом перевалки горючего около 1 млн м3, и она сразу займет 20% местного рынка.
Как стало известно "ДП", "Газпром нефть" построит в Ленобласти нефтебазу на 42 тыс. м3 с мощностью перевалки около 1 млн м3 топлива в год. По оценкам экспертов, она займет 20% рынка Петербурга и области и будет обслуживать все АЗС "Газпром нефти" на Северо–Западе. У нефтебаз, с которых топливо поступает на заправки "Газпром нефти" сейчас (доля АЗС компании на розничном рынке Петербурга и Ленобласти — 12%), возникнут проблемы из–за потери столь крупного клиента, которого им будет трудно заместить. Потребление бензина в регионе почти не растет, а продажи дизельного топлива падают.
"Газпром" потратил 2,4 трлн рублей на невостребованные проекты
Строительство нефтебазы обойдется в 2,5 млрд рублей. В общей сложности в строительство и реконструкцию своих нефтебаз в России в течение 10 лет компания вложит 32 млрд рублей.
Четыре миллионника
Новая нефтебаза "Газпром нефти" расположится в поселке Гладкое Тосненского района Ленобласти. Об этом рассказал Павел Полищук, гендиректор компании "Газпромнефть–Терминал" ("дочка" "Газпром нефти", с 2013 г. занимается перевалкой и хранением нефтепродуктов). По его словам, открытие хранилища намечено на II квартал 2016 г. Объем единовременного хранения топлива на базе составит 42 тыс. м3, годовой объем перевалки — не менее 800 тыс. м3. "Это будет одна из четырех крупнейших нефтебаз–миллионников "Газпром нефти" в России. Есть еще три: Омская, Павельцовская в Москве и Шабровская в Екатеринбурге", — сообщил он.
Топливо в Гладкое будет поступать с двух НПЗ, входящих в структуру "Газпром нефти": Московского и Ярославского ("Газпром нефть" имеет доступ к заводу "Славнефть–Ярославнефтеоргсинтез" благодаря тому, что владеет 50% в капитале "Славнефти").
В прошлом году стартовала общероссийская программа модернизации нефтебазового хозяйства компании. Она продлится до 2025 г. и оценивается в 32 млрд рублей. По расчетам ЗАО "Газпромнефть–Терминал", за это время объемы перевалки на нефтебазах предприятия удвоятся и составят 11,8 млн т в год. "Газпром нефть" также модернизирует инфраструктуру Гладкого: реконструирует ж.–д. станцию, автодорогу, трансформаторную подстанцию, построит пожарное депо.
Прирост мощностей
ФАС возбудила дела против "Роснефти" и "Газпром нефти" из-за внебиржевых сделок
Сейчас поставки топлива на АЗС "Газпром нефти" осуществляются с арендованной "Газпромнефть–Терминалом" нефтебазы "Красный нефтяник" и сторонних хранилищ: "Бронка", "Назия", "Ручьи", "Псковнефть–Терминал", ЛПДС "Красный Бор" и Валдайской нефтебазы. Крупнейшие топливные терминалы в регионе — принадлежащая ПТК нефтебаза "Ручьи" (90 тыс. м3 единовременного хранения) и нефтехранилище "Несте" в поселке Бронка (46 тыс. м3).
Мощность большинства нефтяных складов Северо–Запада — в пределах 10 тыс. м3. В общей сложности АЗС Петербурга и области снабжаются топливом примерно с 20 нефтебаз совокупной емкостью около 300 тыс. м3 единовременного хранения.
В конце 2000–х гг. многие участники рынка заявляли о планах по наращиванию мощностей топливных складов. Например, "Несте" собиралась увеличить объемы своей базы до 200 тыс. м3. Проектная мощность этого склада, построенного в 1999 г., составляет 500 тыс. м3. Ранее представители "Несте" говорили, что существующие объекты в Бронке — лишь первая очередь терминала, но из–за кризиса и не оправдавшихся из–за него надежд на рост потребления топлива проект был отложен.
Конкуренты " Несте " тем не менее реализовали подобные планы. Как сообщил первый заместитель генерального директора ООО "ПТК Холдинг" Леонид Чурилов, в этом году завершается реконструкция и модернизация терминала "Ручьи", мощность которого увеличилась на 50%. Сейчас завершается строительство лаборатории, которая войдет в новый комплекс.
Логичный вход
Рынок хранения топлива очень узок, и появление нового конкурента в лице крупного терминала "Газпром нефти" приведет к перераспределению сил на нем, считают эксперты. По их мнению, новый склад способен перетянуть на себя значительные объемы топлива, которые сейчас распределяются между другими нефтебазами. Замещать эти объемы сейчас нечем: потребление бензина в последние годы почти не растет, а дизельного топлива — падает.
По оценке НП "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга", в начале 2015 г. спрос на дизельное топливо сократился на 20% по сравнению с показателями 2014 г. Причина — снижение активности в строительстве, из–за чего в Петербурге и Ленобласти упала интенсивность использования спецтехники, а значит, и спрос на дизельное топливо.
"Газпром нефть" поступает логично, отмечает вице–президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов: "Сейчас на рынке происходит передел: нефтебазу "Ручьи" недавно отрезали от трубы (Ростехнадзор с 1 января текущего года остановил работу нефтепродуктопровода от нефтеперекачивающей станции "Транснефти" "Красный Бор" до "Ручьев", по которому на базу поступало дизельное топливо. — "ДП"). По этому трубопроводу проходили значительные объемы топлива, которые теперь поставляются железнодорожным и автотранспортом. Это привело к изменению топливной логистики — удачное время для выхода на рынок нового игрока", — полагает Ринат Фаттахов.
Владелец " Фаэтона " Сергей Снопок предполагает, что появление нового конкурента приведет к снижению расценок на хранение топлива примерно на 20%. Сейчас они составляют 12 – 27 рублей за 1 м3 в сутки (соответственно, годовой оборот рынка хранения — 20 – 44 млрд рублей).
Однако на розничной стоимости топлива эти изменения не отразятся, считает руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев, так как со следующего года все новые автомобили, производимые и импортируемые в Россию, должны будут соответствовать топливному стандарту "Евро 5", более дорогому по сравнению с другими видами топлива. Кроме того, доля затрат на хранение в розничной стоимости бензина невелика.

