Крупнейший дорожный подрядчик России ВАД вернулся на рынок петербургского госзаказа

Автор фото: Trend Media/PhotoXPress.ru
На снимке: генеральный директор ЗАО `ВАД` Валерий Абрамов и заместитель генерального директора по производству ЗАО `ВАД` Виктор Перевалов (справа)

ЗАО "ВАД" претендует на строительство обхода Красного Села за 3,2 млрд рублей. После почти трехлетнего перерыва подрядчик с портфелем госзаказа 80 млрд рублей возвращается на петербургский рынок. Это связывают с позицией городских властей.

ЗАО " ВАД " подало заявку на конкурс на строительство обхода Красного Села за 3,2 млрд рублей, сообщили источники dp.ru в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Также заявки подали ЗАО "Буер" и ОАО "АБЗ-Дорстрой".
Протокол с заявками пока не опубликован на сайте госзакупок. Но, как сообщил источник dp.ru в КРТИ, у чиновников нет сомнений в том, что победу отдадут ВАД. Причин тому несколько. Во-первых, один из важнейших критериев этого конкурса — опыт работ, а у ВАД он в несколько раз больше, чем у любой другой дорожной компании в стране. Во-вторых, это самый долгожданный гость в дорожных госзакупках города. В-третьих, надо же кому-то строить городские дороги, а другие крупные городские компании банкротятся одна за другой.   
ВАД ("Высококачественные автомобильные дороги") Валерия Абрамова и Виктора Перевалова входит в пятерку компаний, которые выполняют самый большой объем госзаказа в России. Так, портфель госзаказа компании по итогам 2014 года составил почти 80 млрд рублей. Сегодня ВАД стоит в одном ряду с такими исполнителями госзаказа, как "Трансмашхолдинг" и "Метровагонмаш" (совладельцы — Искандер Махмудов и Андрей Бокарев), "Мосэнерго" (совладелец Аркадий Ротенберг), "Трубные инновационные технологии" (владелец Иван Шабалов) и УСК "Мост", "Стройтрансгаз" и ИФСК АРКС (среди владельцев — Геннадий Тимченко).
Валерий Абрамов и Виктор Перевалов создали компанию в 1994 году и с тех пор владеют равными долями в ней. ВАД зарегистрирован в Петербурге. Изначально основным заказчиком компании была именно администрация Петербурга. ВАД строил кольцевую автодорогу (КАД) в Петербурге, трассу от Пулковского до Таллинского шоссе, ремонтировал Невский проспект, Приморское шоссе и десяток основных петербургских набережных.
Со временем компания вышла на рынки Ленинградской области и Карелии, а затем и на рынки Калининградской, Архангельской, Вологодской и других областей. При этом она продолжала работать в Петербурге, но в последние годы перестала подавать заявки на какие-либо городские конкурсы. На условиях субподряда, по данным dp.ru, ВАД на городских объектах в последние годы тоже не работал.  
Основным заказчиком ВАД в этот период стал Росавтодор и его региональные представительства. Так, в Петербурге и Ленобласти по заказу "Севзапуправтодора" сейчас ВАД работает на трассе "Скандинавия". Трассу расширяют, и общая стоимость этих работ оценивается в 100 млрд рублей, но и сроки их исполнения уходят далеко за 2020 год. Сейчас ВАД расширяет участок от 47-го до 65-го км трассы за 11,3 млрд рублей и будет получать деньги долями до 2019 года. Затем должны начаться работы на участке между Огоньками и Кирпичным за 18 млрд рублей, завершить строительство этого участка должны до 2022 года. Оставшиеся три участка: от 100-го до 134-го км, от 134-го до 160-го км и от 160-го до 203-го км. Самый крупный подряд ВАД 2014 года — реконструкция части дороги Петербург — Пустошка — Невель в Ленинградской области на 13,5 млрд рублей.
Поскольку владельцы ВАД придерживаются политики информационной закрытости и не общаются с журналистами, узнать об их намерениях и мотивации непросто. Когда компания по-английски ушла из конкурсов на петербургские дорожные работы, на рынке высказывались разные версии о причинах такого шага: от конфликта владельцев-миллиардеров с тогдашним строительным вице-губернатором Маратом Оганесяном и до элементарной финансовой непривлекательности заказов Смольного.
Теперь, как dp.ru пояснил источник, близкий к петербургскому топ-менеджменту ВАД, с ними пообщались представители аппарата вице-губернатора Игоря Албина. Детали разговора источник не знает. Но он сообщил, что бизнесменов заверили: город очень заинтересован в том, чтобы на объектах работал столь крупный подрядчик федерального уровня.
Месяц назад Игорь Албин уже заявлял, что его удивляет отсутствие ВАД среди дорожных подрядчиков в петербургских госзакупках. Также он отмечал, что Смольный будет рад видеть компанию на своих конкурсах. На фоне финансовых проблем и банкротств крупнейших городских подрядчиков, — "Мостоотряда №19", "Мостостроя №6", "Буера" и других фирм, — возвращение ВАД и вовсе выглядит как спасение для городского дорожного госзаказа. Ведь кому-то нужно будет завершать брошенные многомиллиардные стройки, а средний и малый бизнес вряд ли способен на такие объемы работ.
Как сегодня уже рассказал dp.ru, исполнение бюджета профильного комитета по развитию транспортной инфраструктуры сегодня далеко от идеального: бюджет исполнен менее чем на 29%. Справедливости ради нужно сказать, что показатель прошлых лет за первое полугодие был еще хуже. Но и 29% — далеко не идеальный результат. Исполнение бюджета буксует именно из-за проблем с подрядчиками, которые не укладываются в сроки, прописанные в контрактах.
Конкурс, через который ВАД может выйти на рынок петербургских госзакупок, Смольный объявил 30 июня. Сегодня (21 июля) завершился этап подачи заявок. Победителя выберут 28 июля. Эксперты уже прогнозировали dp.ru, что заявки подадут "АБЗ-Дорстрой" и "Буер", но заявки ВАД никто не ожидал. Работы за 3,2 млрд рублей, которые разыгрываются сейчас — это лишь часть строительства обхода Красного Села. Все эти работы оцениваются в 7 млрд рублей. Как отмечают игроки дорожно-строительного рынка, подрядчик, который получит контракт на 3,2 млрд рублей, наверняка затем выиграет и вторую часть подряда. Но в этом году победитель текущего конкурса получит лишь 61,5 млн рублей на работу. По адресной инвестпрограмме на этот год закладывалась сумма в 80 млн рублей. В любом случае, на эти деньги подрядчик сможет лишь подготовить площадку для работы. В следующем году строители получат почти 600 млн рублей, в 2017 году — 745 млн рублей, и, наконец, в 2018 году — 1,8 млрд рублей.