ФАС просит правительство отложить переход на Евро-5 на 2017 год. Не все российские НПЗ готовы к новым требованиям. Дефицит топлива неминуемо вызовет рост цен. Кроме того, антимонопольщики в очередной раз намерены законодательно обязать НПЗ не просто отчитываться о предстоящих ремонтах, но и строго соблюдать их графики.
Антимонопольное ведомство обратится в правительство с просьбой об отсрочке перехода на Евро-5 до 23 июля, сообщил журналистам в Петербурге начальник Управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. На этот день в кабмине намечено заседание комиссии по ТЭК. Представители регулятора, Нефтяного клуба Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи накануне рассказали журналистам о проблемах регулирования рынка.
По словам Дмитрия Махонина, существует риск, что рынок в следующем году может недополучить 2-2,5 млн т бензина пятого экологического класса, поскольку "он останется в четвертом". Дефицит бензина Евро-5 ожидаемо приведет к росту цен. Производители говорят, что могут повысить качество присадками, однако и тут может возникнуть нехватка, в результате чего основной российский поставщик присадок "Сибур" вполне логично повысит цены, говорит чиновник. К тому же, существенная часть присадок импортируется, что тоже отразится на цене.
"Модернизация идет, но неравномерно, с задержками, например, "ЛУКОЙЛ" уже делает только пятый класс, но только на "ЛУКОЙЛ" ориентироваться мы не можем", — говорит Дмитрий Махонин. "ЛУКОЙЛ" потратил на модернизацию заводов $6 млрд, говорил в апреле глава компании Вагит Аликперов. После завершения модернизации в этом году у компании, по его словам, будут самые современные заводы в России. На сегодняшний день компании принадлежат четыре крупных и два небольших НПЗ в России, еще несколько — за границей.
Основными инициаторами переноса станут государственные нефтяные компании, объяснив это низкими ценами на нефть и западными санкциями, предсказывает аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Наименее подготовлены к новым требованиям сейчас заводы "Роснефти", она, вероятно, и пойдет на поклон в первых рядах, говорит эксперт. Фактор цен и санкций и правда оказал влияние, но частные компании типа "ЛУКОЙЛа" и еще недавно частной "Башнефти" к переходу на Евро-5 готовы лучше. В частных компаниях, как правило, эффективнее построено управление, а госгокомпании привыкли к тому же рассчитывать на свои лоббистские возможности.
Читайте также:
Бензин
Бензин в Петербурге за неделю подорожал на 0,3%
Однако о корректировке сроков по модернизации еще недавно говорили буквально все компании, сообщала в начале апреля ФАС. С письмом к ведомству тогда обратились почему-то "ЛУКОЙЛ", а также "Газпром нефть" и "ТАИФ". Четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ в 2011 году подписывали 12 вертикально интегрированных нефтяных компаний, ФАС, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Документ уже тогда сдвинул вступление топливного регламента в силу. Иначе на Евро-5 НПЗ должны были бы перейти уже в этом году.
Кроме цен на нефть, стимул переходить на новый экологический класс топлива снизил и налоговый маневр, сокративший разницу в акцизах, говорит аналитик по нефтегазовому сектору Альфа-Банка Александр Корнилов. Маневр, запущенный в этом году, заключается в поэтапном снижении пошлин на экспорт и акцизов и одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых за 3 года. Те компании, которые успели инвестировать в модернизацию раньше, например "ЛУКОЙЛ" или "Башнефть", уже готовы переходить на пятый класс топлива, но для многих компаний перспектива окупаемости этих проектов сейчас серьезно ухудшилась.
Очередной перенос сроков более чем оправдан ухудшившейся ситуацией на рынке, солидарен аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Даже в более тучные времена многие игроки не хотели серьезно вкладываться в модернизацию и сознательно затягивали сроки. Переработка нефти в РФ для многих ВИНК, которые в основном гонят ее на экспорт, — не приоритетное направление, правительство же постоянно требует повышения качества бензинов.
К тому же переход на Евро-5 выглядит неоправданным и из-за простого доступа к дешевому бензину из входящего в Таможенный союз Казахстана. Здесь до сих пор доступен второй класс топлива. Повлиять на дружественное государство ФАС РФ никак не может, да и вопрос этот скорее политический. Казахская задержка в развитии объясняется еще большей непривлекательностью инвестиций в модернизацию НПЗ, чем в России: нефтяники не спешат вкладываться в развитие, поскольку цены на рынке все равно регулирует государство. В итоге ВИНКи потеряют еще больше денег.
Ремонт без графика
Влияние на топливные цены в России постоянно оказывает отсутствие согласованной политики российских НПЗ, говорят в ФАС. Речь идет о несоблюдении графиков по ремонтам. Минэнерго не дает четкой информации по этому поводу, солидарен президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. График нужно согласовывать на уровне министерства, а обязанность его соблюдения прописать в законодательстве, настаивает ФАС. "Сейчас предприятие, например, может взять и задержать ремонт на 2-3 недели, и, если оно находится в центральном регионе, это существенный фактор, влияющий на цены, — говорит Дмитрий Махонин. — Нехватка в 20-30 тыс. т вроде бы и не слишком существенна, но рынок очень разбалансирован".
Если поднять архивы, выясняется, что СМИ пишут об этой проблеме столько же лет, сколько в высокий летний сезон возникает дефицит топлива. ФАС говорил о необходимости жесткого соблюдения графика еще в 2001 году. Почему вопрос не решается на законодательном уровне, не знают даже профильные аналитики. Летом ремонтироваться действительно удобнее — большую часть сотрудников можно отправить в отпуск, важен и погодный фактор, говорит Сергей Пигарев. При этом НПЗ в Европе и США стабильно уходят на плановые ремонты весной, перед высоким сезоном. "И это не единственный процесс, который в развитых странах происходит как положено, а у нас — как попало", — говорит аналитик.
Ситуация на рынке переработки разительно изменилась по сравнению с прошлым годом, говорит Александр Корнилов. Налоговый маневр заметно ударил по марже, которая была на грани нуля, а в ряде случаев уходила в минус у многих НПЗ в I квартале. Ситуация дополнительно усугубилась отставанием внутренних цен на нефтепродукты от экспортных нетбэков (netback, цена на мировом рынке за вычетом экспортной пошлины и стоимости транспортировки от НПЗ до получателя). Поэтому, говорит аналитик, многие, особенно частные нефтяные компании, отреагировали сокращением объемов переработки в первом полугодии, чтобы сократить негативный эффект на прибыль.
Графики ремонтов и профилактических остановок и так согласовываются с Минэнерго, говорит Илья Березин. Если и можно максимально сгладить для рынка провалы в поставках, то это все равно не станет панацеей от сезонных колебаний цен. Эффективность инициативы стоит под большим вопросом, возможно поэтому и ее реализацию сильно затягивают, говорит он. Провалы в поставках в отдельных регионах часто связаны с разовыми факторами (аварии и внезапные остановки) и спецификой рынка (особенности налогообложения сырья и нефтепродуктов, олигопольный рынок. "Если и вносить изменения в законы, то эффективнее было бы скорее отменить налоговый маневр, чем рассуждать о плане ремонтов," — говорит аналитик.
Переработка наименее развита в сибирских регионах и далее на восток. Два не самых передовых завода расположены на Дальнем Востоке, дальше идут Ангарский и Омский, объясняет Дмитрий Махонин. Когда последний встает на ремонт, начинаются сложности. В качестве одной из мер решения проблемы ФАС предлагает на лето увеличивать объемы биржевых торгов нефтепродуктами, чтобы АЗС на местах были меньше подвержены прекращениям поставок с местных НПЗ. На сегодняшний день на бирже торгуются около 18% производимого в стране топлива, говорят представители топливной биржи.
Пока летний дефицит топлива, даже несмотря на серьезное сокращение объемов производства, не предвидится, говорит Александр Корнилов. Причин несколько: на рынке пока есть значительные запасы топлива, к тому же компании повышают выход светлых нефтепродуктов на фоне модернизации НПЗ и повышения глубины переработки. "Далее ситуация будет определяться ценовой конъюнктурой — отстающие внутренние цены традиционно догонят нетбэки, что повысит привлекательность переработки для нефтяников. Это ожидается во втором полугодии, которое не будет таким провальным для переработчиков", — говорит аналитик.
Цены бегут впереди рынка
Главная проблема в Северо-Западном регионе — диспаритет цены и предложения, говорит Олег Ашихмин, товар есть, но он дорогой. Накануне НП "Нефтяной клуб" отправил письма в региональные представительства ФАС, в которых просят выяснить, обоснован ли рост биржевых цен на Петербургской товарно-сырьевой бирже. Минэнерго раз в неделю сообщает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток, но биржевые индексы свидетельствуют об обратном, говорится в письме на имя руководителя петербургского УФАС Вадима Владимирова с копией Игорю Артемьеву.
Например, с 1 мая по 6 июля оптовые, биржевые и мелкооптовые цены на 95-й бензин выросли на 17%, 22% и 13%, ссылается он на данные Thomson Reuters KORTES по СЗФО. Однако в рознице цены выросли всего на 0,1%.
Цены вверх толкают ВИНКи, считает он. В итоге с рынка уйдут независимые игроки, прогнозирует Олег Ашихмин, поскольку работа станет совсем невыгодной. 5 лет назад около 60% рынка делили независимые игроки, сейчас на долю независимой розницы приходится 45%, приводит он данные для сравнения. О сокращении количества независимых игроков говорят и в ФАС. Не так давно свою сеть АЗС за счет скупки мелких участников нарастила "Башнефть", такая же история с "Татнефтью".
Нефтяные компании умело манипулируют рынком, демонстрируя правильные показатели перед заседанием биржевого комитета с участием ФАС, которые проходят каждую среду, и заседаниями штаба Минэнерго по четвергам, говорит Олег Ашихмин в своем обращении. "Цены на бирже разгоняются в четверг-пятницу, а в понедельник-вторник идет спад и, соответственно, формируется благоприятная статистика к очередным еженедельным заседаниям ведомств". К тому же общественности демонстрируют цены в начале и конце года, корые совпадают с прогнозами по инфляции, о 30-процентных колебаниях в течение года никто не говорит, пишет он.
Рост цен в оптовых сегментах рынка сейчас главный вопрос на повестке ФАС, говорит Дмитрий Махонин. "Мы проводим встречи с независимыми участниками рынка АЗС, уже встречались с москвичами, обсуждаем вопрос с представителями Северо-Запада, через неделю проведем встречи в Новосибирске. Будем выяснять, что происходит с поставками", — говорит он. Сокращение отгрузок в мелком опте — еще одно следствие снижения доли независимых игроков. Несущественно, но все же снизил отгрузки "ЛУКОЙЛ".
Компании, по его словам, отчитываются, что у них все нормально, однако мелкооптовые покупатели констатируют сокращение предложения со стороны нефтебаз. В ФАС ждут от них сигналов. Дмитрий Махонин подчеркнул, что дело не столько в политике производителей, сколько в действиях их должностных лиц на местах. "Понимая проблемы рынка, они начинают работать на собственный карман, а не в его интересах, главные офисы компаний заинтересованы разбираться в подобных случаях вместе с нами", — отметил он.
Возбуждать дела в ведомстве не спешат, предпочитая ограничиваться рекомендациями увеличить объемы производства. Многие прислушиваются. В июле, надеются в ФАС, на 200 тыс. т больше топлива должны переработать заводы "Башнефти", компания уже сократила экспорт до нуля, говорят в ФАС. Еще порядка 2 тыс. т в день вскоре даст запуск новой установки на заводе "ЛУКОЙЛа" в Нижнем Новгороде.