Торговые центры Петербурга пустеют из-за бегства fashion-ретейлеров

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Объявление "аренда" в центре Санкт-Петербурга.

Во втором квартале 2015 года доля вакантных площадей в торговых центрах Петербурга выросла с 6,2% до 6,5%. Более 50% съехавших из ТЦ арендаторов - fashion-ретейлеры. Эксперты ожидают, что к концу года доля свободных площадей в торговых центрах Петербурга увеличится до 7-7,5%.

За второй квартал 2015 года доля вакантных площадей в торговых центрах Петербурга увеличилась с 6,2% до 6,5%. По оценкам экспертов JLL, основным источником роста стало освобождение помещений fashion-ретейлерами, которые пересмотрели планы развития и оптимизируют существующую сеть.
Среди ушедших за прошлый квартал арендаторов торговых центров Петербурга больше 50% площадей приходится на ретейлеров одежды, обуви и аксессуаров, тогда как среди новых магазинов доля этой категории меньше, отмечают в JLL.
При этом продолжают развитие различные развлекательные форматы, и доля этого сегмента в структуре новых арендаторов второго квартала выше, чем среди ушедших. Аналогично открытых магазинов подарков, игрушек, книг в минувшем квартале оказалось чуть больше, чем закрытых.

В целом за второй квартал в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 30% больше арендаторов, чем появилось новых. В условиях меняющегося рынка ретейлеры просили собственников торговых центров пересмотреть условия аренды, например, сделать скидку или зафиксировать курс для валютных договоров. Однако в большинстве случаев получали отказ, говорят эксперты JLL. В некоторых случаях магазины переезжали в другие помещения в ТЦ, отмечают они.
"Следствием наиболее серьезных противоречий между собственниками и арендаторами стало появление в ряде торговых центров фактически закрытых магазинов – прежде всего магазинов одежды – с полным набором товаров и оборудования внутри", - говорят в JLL.
"Изменение структуры арендаторов является следствием стремления управляющих торговыми центрами заполнить вакантные площади любыми способами, открывая на этих помещениях низкодоходные проекты, например, расширяя развлекательную зону. Помимо этого иногда девелоперы готовы отдавать пространство под различные некоммерческие проекты, например, организовывая выставочное пространство с целью улучшения визуальной наполненности торговых центров. Также в некоторых ТЦ происходит переформатирование этажей – частично пустующие небольшие площадки объединяются в одно крупное помещение, которое занимает якорный арендатор", - прокомментировал бегство арендаторов Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
Эксперты компании считают, что сети продолжат покидать арендованные помещения. Вследствие резкого ослабления рубля во второй половине 2014 года и первом квартале 2015 года затраты ритейлеров, исчисляющиеся в валюте (закупки, аренда), серьезно выросли, в то время как доходы в среднем упали. Так, в целом, по данным Росстата, оборот розничной торговли в Петербурге в первые пять месяцев 2015 года снизился на 8,3%.
Несмотря на возобновление некоторыми сетевыми ретейлерами поиска новых помещений во 2-м квартале 2015 года, объема спроса в сегменте торговых центров пока недостаточно для заполнения освободившихся помещений. По прогнозам аналитиков JLL, к концу 2015 года доля вакантных площадей в торговых центрах Петербурга вырастет до 7-7,5%.