Вице-губернатор Игорь Албин запускает крупную реформу строительного рынка Петербурга

Автор фото: Интерпресс

Смольный хочет подключить монополистов к составлению строительных проектов и смет. Сначала для работ за счет бюджета, потом правило может стать общим для всех. Девелоперы уже подсчитывают затраты на преодоление новых барьеров.

По инициативе вице–губернатора Игоря Албина Смольный запускает реформу, которая затронет один из ключевых процессов строительного рынка — проектирование, а значит, и составление смет. К сметной деятельности, которой до сих пор подрядчики и заказчики занимались самостоятельно, планируется подключить городских монополистов ("Водоканал", ТЭК, "Ленсвет" и другие ГУПы), а также множество комитетов Смольного и даже районные администрации. Через неделю новый регламент согласования строительных проектов поступит в петербургский Центр государственной экспертизы. На практике это означает, что принимать объекты и контролировать ход строительства будут не только заказчики, но и эксплуатирующие организации.
Сначала новые правила коснутся застройщиков и дорожников, работающих по госзаказу, объем которого в Петербурге составляет около 35 млрд рублей в год. Но в перспективе требования могут распространить и на коммерческие проекты. Таким образом Игорь Албин решил поддержать тренд на комплексный подход к развитию городских территорий, заданный недавно Георгием Полтавченко.

Проблемный комплекс

Аппарат Игоря Албина разработал внушительный список изменений. В проектно–сметную документацию включат три новых раздела: обоснование инженерных решений, оценку их энергоэффективности и инновационности, а также информацию об условиях предстоящей эксплуатации. Также Игорь Албин хочет, чтобы строители согласовывали планировку территорий еще и непосредственно с главами районов. Проекты и инженерные изыскания, созданные за счет бюджета, будут вносить в единую базу.
В этом году бюджетные расходы на эти цели превышают 3 млрд рублей. В лидерах по объему расходов — комитеты по строительству, по развитию транспортной инфраструктуры и по энергетике (см. инфографику).

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.

В проекте

В настоящее время заказчик, например один из комитетов Смольного, напрямую с ГУПами и другими ведомствами не работает. Затраты на покупку труб, электросетей, благоустройство и другие работы подсчитывает подрядчик, который готовит проект. В Смольном уверены, что в этом процессе катастрофически не хватает комплексного подхода и согласованности, из–за чего сметы приходится часто пересматривать.
"На всех этапах, а в инвестиционном цикле их много, такие ГУПы, как "Водоканал", зачастую не принимают участия в разработке техзадания на проектирование, не контролируют ход строительных работ, не участвуют в приемке объекта и в результате получают кота в мешке", — считает Игорь Албин.
По его словам, нужно, чтобы органы власти и подведомственные им организации, в том числе ресурсоснабжающие, принимали участие во всех этапах инвестпроцесса и несли ответственность за его результаты. Поэтому теперь заказчикам придется напрямую общаться с ГУПами, а строителям — получать дополнительные согласования от всех участников процесса.
В результате такой масштабной совместной работы на объект будет выходить целый конгломерат: и девелопер, и дорожники, и энергетики, и многочисленные подрядчики. Работу в этом направлении уже начала Государственная административно–техническая инспекция (ГАТИ). Она выдает компаниям ордера на работы и старается выпускать на участок одновременно дорожников и энергетиков.
В "Водоканале" и ГУП "ТЭК" подтверждают: Игорь Албин активно занялся выстраиванием межведомственного взаимодействия. "Например, сейчас мы плотно работаем с Фондом капремонта, увязывая с его проектами свои планы по ремонту и реконструкции домовых водопроводов", — рассказывают в "Водоканале".

Большие сомнения

Масштабная реформа необходима Игорю Албину, чтобы укрепить свои позиции как в сфере госзаказа, так и в строительном секторе. А его амбиции (в СМИ широко обсуждалось, что он может принять участие в губернаторских выборах) не позволяют сомневаться в том, что он добьется задуманного. Но бизнесмены пока видят лишь новые барьеры. Они утверждают, что, даже выходя на инженерно подготовленные городом территории, подрядчики все равно получают кота в мешке, так как не находят труб там, где по документам они должны быть проложены.
"Это актуальная инициатива для рынка госзаказа. Как известно, у бюджета нет хозяина. Так что дополнительный контроль за государевыми деньгами не помешает. А для рынка инвестпроектов этот контроль избыточен", — уверен председатель совета директоров ГК "Ленстройтрест" Александр Лелин. Строители сами продумывают все до нюансов и контролируют исполнение проекта в целом, говорит он.
"Что это будет за новая экспертиза со стороны монополистов, которые будут решать — быть или не быть проекту, не совсем ясно", — недоумевает председатель совета директоров ГК "Лидер групп" Александр Рассудов. Нововведения только увеличат расходы подрядчиков, уверены дорожные строители.
"Не секрет, что согласование проекта строительства дороги требует определенных затрат, которые не отражаются ни в каких сметах. Получается, что теперь эти затраты будут возникать даже до того, как составлена смета", — прогнозирует глава группы компаний "Фортум" (специализируется на ремонте дорог) Артур Данчаров.
Срок согласования строительных проектов в Петербурге составляет 1316 дней, по оценке Объединения строителей Петербурга. Количество процедур, которые проходит строитель, уже перевалило за сотню. Попытки строителей сократить этот перечень до сих пор не увенчались успехом.
Все работы по подключению строительных объектов и так исполняют монополисты. Девелоперы строят только внутриквартальные сети и подводки от своих домов к точкам подключения монополистов. Затраты на эти работы несоизмеримы со стоимостью подключений. Заставляя строителей дополнительно согласовывать эти работы, город получит минимальную экономическую выгоду, но создаст избыточный контроль и новый барьер для бизнеса. А поскольку документы у нас по кабинетам ходят дольше, чем в других городах России, привлекательности инвестиционному климату это не прибавит.
Алексей Белоусов
гендиректор Объединения строителей СПб
К сожалению, многие вопросы, которые нужно решать экономически или технически, в нашей стране начинают решать административно. Ничего хорошего из этого, как правило, не получается. Приводит это к дополнительной нагрузке на бизнес и на бюджет. А в итоге — на кошельки потребителей. Чрезмерная формализация рабочих процессов может свести на нет эффективность таких инициатив и породить искусственные противоречия, которые неизбежно увеличат поле для злоупотреблений.
Дмитрий Еременко
гендиректор компании "Трубы Хобас"