Рецензия на спектакль "В начале июля в чрезвычайно жаркое время"

Автор фото: Леонид Торопов

Театральный критик Дмитрий Циликин — о спектакле "В начале июля в чрезвычайно жаркое время" в ФМД-Театре.

В хорошем театре всегда найдется местечко чуду. Крытую эстраду построили в створе Итальянской лицом к Манежной площади. К шести пополудни, когда начинался спектакль, солнце мало того что жарило нещадно, так еще и било прямо в глаза зрителям. В довершение этого полоумная петербургская погода припасла порядочной силы ветер. Ведущий Александр Лушин возгласил, что "сейчас на сцену выйдет солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин", солнце в виде актера театра "Мастерская" Николая Куглянта, обклеенного кудрями и бакенбардами и в соответствующем черном сюртуке (костюмы Нины Велегжаниновой), в самом деле резво выскочило — и ровно в этот момент солнце настоящее скрылось за ближайшей кровлей. По крайней мере для половины запрудившей площадь публики — перестав допекать ее слепящими лучами.
Все это удалое мероприятие венчало День Достоевского. Его измыслили в музее, соответственно, Федормихалыча в 2010-м. К шестому разу программа приняла такой размах, что на ее изложение понадобилась аж восьмиполосная газета (кстати, стильно и остроумно сделанная), которую раздавали на экскурсиях, вернисажах, кинопоказах, флешмобах и прочих затеях, учинившихся в минувшую субботу.
Спектакль — главный пункт программы — назвали первой строчкой "Преступления и наказания" ввиду 150-летия романа (строго говоря, юбилей работы над романом, она была завершена в 1866-м). Автор сценария Вера Бирон (заместитель директора Музея Достоевского и куратор Дня) рассудила: типы, выведенные ФМ, вечны — так пусть современные Раскольниковы, процентщицы, Мармеладовы и прочие встретятся со своими историческими первоисточниками. А также — типы, выведенные Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и Чеховым.
Смесь из мотивов русской литературы оказалась воистину гремучей. Режиссер Александр Баргман и хореограф Владимир Варнава нанизали цепь стремительных пластических интермедий, сдобренных кое-где пением и скрепленных лушинским конферансом. ФМД-Театром называется сборная команда из разных трупп — и это настоящая dream team, лучшие актеры города.
Сергей Бызгу (Комиссаржевка) и Александр Новиков (Театр Ленсовета) уморительно, притом без слов, разыграли парафраз на тему "Ревизора". Евгений Шумейко из "Мастерской" сначала захватывающе держал крупный план Раскольникова (на площади!), потом вместе с Иваном Батаревым (Театр Комиссаржевской) — Свидригайловым изобразил некий танец-поединок, где прочие персонажи норовят подсунуть ему роковой топор, а потом и вовсе оборотился Ленским, подпевающим фонограмме И. С. Козловского в знаменитом ариозо. Эстафету подхватили Баргман — превосходный актер и выдающийся мастер капустника и Александр Лушин: они грянули дуэт "Враги" из той же картины дуэли, пародируя модный нынче в постановках этой оперы двусмысленный оттенок отношений Ленского с Онегиным. Александр Кудренко (БДТ) стал Лермонтовым и одновременно Арбениным, демоническим настолько, что его мороженым отравилась не одна Нина, а и весь наличный на сцене состав. Хотя тут же ожил и принялся на радостях пускать мыльные пузыри… Янина Лакоба, Елена Липец и Виталий Коваленко из Александринки. Само собой, несколько человек из возглавляемого Баргманом "Такого театра". Актеры МДТ, "Зазеркалья", "Приюта комедианта" — всех не назвать, но все молодцы!
Венчал это темпераментное и содержательное безобразие экспрессивный танец "группы товарищей": личности чиновничьего вида в темном и с транспарантами — всевозможными запрещающими знаками, где среди прочего было перечеркнутое слово "думать".
Во главе группы выплясывал Игорь Сергеев из Театра на Литейном, которому очки придали отчетливое сходство с министром Мединским. ФМД, как известно, бесстрашно вкладывал персты в язвы своего времени — и как же театру его имени не быть храбрым?