Проект строительства сухого дока для Северной верфи за 15 млрд рублей под угрозой срыва

Вячеслав Семененко, управляющий партнер конструкторского бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС)

Вячеслав Семененко не нашел общего языка с крупнейшим российским проектировщиком верфей — компанией "ЦТСС". Теперь строительство дока для Северной верфи за 15 млрд рублей под угрозой срыва.

Многомиллиардный проект реконструкции судозавода "Северная верфь" может быть сорван из–за того, что конкурс на подготовку проекта модернизации верфи выиграла компания, ранее с такими проектами не работавшая, а привлечь квалифицированного подрядчика ей пока не удается.
В сфере дорожного строительства и ЖКХ никого не удивляет, когда в конкурсе побеждает малоизвестная организация, а затем она распределяет выигранные средства между подрядчиками, оставляя себе вознаграждение. Однако в промышленном строительстве таких историй до начала этого года не было.
В январе входящая в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Северная верфь объявила конкурс на подготовку проекта по реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей. Модернизация верфи стоимостью более 15 млрд рублей предполагает обновление оборудования, реконструкцию некоторых цехов, а главное — строительство сухого дока, который позволит изготавливать крупные корабли быстрее и дешевле.
Главным претендентом на победу считалось АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС), а точнее, его структурное подразделение — "Союзпроектверфь". Однако, как ранее писал "Деловой Петербург", конкурс неожиданно выиграло конструкторское бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС). Условия конкурса были составлены так, что организация, прежде участвовавшая только в проектировании гражданских объектов, среди которых вторая сцена Мариинского театра, стадион "Зенита", превзошла по опыту работы "Союзпетроверфь". Последняя, между прочим, спроектировала все крупнейшие судозаводы СССР. А предварительные варианты модернизации Северных верфей "Союзпроектверфь" начала прорабатывать еще несколько лет назад.
КБ ВиПС, получив контракт на 421 млн рублей, пытается привлечь "Союзпроектверфь" к работе над проектом. Но пока безуспешно. Спустя 5 месяцев переговоры зашли в тупик. Одновременно с этим ВиПС пытается обойти "Союзпроектверфь" в конкурсе на 300 млн рублей по реконструкции и техперевооружению 35–го судоремонтного завода (филиал ОАО "Центр судостроения "Звездочка", тоже входит в ОСК).

Без шансов на поражение

Участники рынка предполагают, что активная диверсификация портфеля заказов ВиПС связана с персоной бывшего главы комитета по строительству Петербурга Вячеслава Семененко. В конце 2014 года он приобрел 25% акций КБ и стал его управляющим партнером. "Я знаю, что Семененко встречался с президентом ОСК Алексеем Рахмановым, вероятно, обещал ему построить современную верфь и произвел на него хорошее впечатление", — говорит источник в отрасли, знакомый с особенностями проведения конкурса по Северной верфи.
По его словам, специалисты, работавшие в департаменте капитального строительства ОСК, знакомы с Семененко. "Они составили конкурсную документацию так, что у ВиПС, пожалуй, не могло остаться шансов проиграть. Точно такие же условия в конкурсной документации по 35–му судоремонтному заводу", — добавляет собеседник "ДП".

Торг здесь неуместен

Вскоре после подведения итогов конкурса КБ ВиПС предложило ЦТСС стать консультантом по технологической части проекта, а также разработать 3D–модель. ЦТСС согласился сотрудничать, но на своих условиях, которые оказались неприемлемыми для КБ. "В частности, мы потребовали аванс 50% от суммы контракта, а ВиПС настаивает на авансе 30%", — сказал Валерий Киреев, глава "Союзпроектверфи".
Договор так и не подписан, а это значит, что, возможно, проект модернизации верфи не будет готов через 16 месяцев, к июлю 2016 года. "Мы не можем ничего комментировать ни по контракту с Северной верфью, ни по конкурсу 35–го судоремонтного завода, так как этот госзаказ касается военных предприятий", — заявил Вячеслав Семененко.
Глава ОСК Алексей Рахманов сообщил "ДП", что менять генпроектировщика корпорация не намерена. "ВиПС сейчас выбирает подрядчика, может быть, им станет ЦТСС, может, кто–то другой", — резюмировал Рахманов.

Опыт побеждает цену

ЦТСС пытался вернуть себе победу — пожаловался в Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы на неверный подсчет баллов. Однако в ФАС сочли претензию проектировщика необоснованной. Тогда ЦТСС направил письмо первому вице–президенту ОСК Леониду Стругову, подробно описав особенности начисления баллов.
"Опыт компании фактически определяется численностью организации и ее выручкой за 3 года, а не опытом комплексной реконструкции промышленных предприятий. При этом в случае отсутствия объемов за 3 года 1,5 млрд рублей любой участник конкурса не имеет и теоретического шанса на победу, даже если предложит выполнить работы полностью за свой счет", — говорится в письме ЦТСС (копия документа есть в распоряжении "ДП").
Письмо стало поводом приостановить конкурс на 35–м судоремонтном заводе и внести поправки в условия. Как стало известно "ДП", ЦТСС предложил в этом конкурсе меньшую цену — 246 млн рублей против 250 млн рублей у КБ ВиПС.
"Праздновать победу пока рано, — говорит эксперт, знакомый с проведением конкурса. — В комиссию входит несколько человек из ОСК. Возможно, они вычеркнут какие–то проекты ЦТСС и он снова наберет меньше баллов по критерию "опыт работы".

Агрессивная среда

Истории, когда в крупных конкурсах побеждают малоизвестные компании или фирмы, которые до этого имели другую специализацию, не редкость.
Например, в 2008 году никому не известное ООО "Флора" выиграло три тендера на строительство кольцевой автодороги общей стоимостью 15 млрд рублей. Однако рабочий энтузиазм "Флора" утратила уже через год: опыта работы, техники и необходимых специалистов у компании не было, поэтому строить дорогу она не могла.
Из показаний экс–главы "Флоры" Александра Коростовцева правоохранительным органам следовало, что подрядчик получил миллиардные контракты при поддержке нескольких сотрудников Дирекции по строительству КАД, являвшихся учредителями компании "Ленстройсервис", которую "Флора" привлекала в качестве субподрядчика. В результате дело кончилось тем, что КАД достраивали подрядчики, ранее проигравшие "Флоре" в конкурсе.
Другой громкий скандал был связан с новым техрегламентом ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" на трубы водоснабжения и водоотведения. В результате его введения все местные производители труб почти лишились заказов "Водоканала". На их место пришла ГК "Сто третий трест" — входящие в нее компании выиграли уже несколько тендеров на поставку труб, хотя до этого с водопроводом и канализацией дела не имели. Сама ГК трубы не производит. Она закупает их у иностранных и местных заводов, которые раньше поставляли трубы "Водоканалу" напрямую.
Конечно, и у нас, бывает, проводятся абсолютно прозрачные конкурсы. На профессиональном сленге мы называем их "День открытых дверей". Но намного чаще объявляются конкурсы по предварительной договоренности между заказчиком и исполнителем. Такими формальными процедурами хозяйствующие субъекты узаконивают свои отношения. Опротестовать их достаточно сложно. В случае с ЦТСС они жаловались на подсчет баллов. А надо было оспаривать документацию, формулировки. Тогда, возможно, им удалось бы оспорить результаты конкурса. Хотя и в этом случае шансы невелики.
Петр Яковлев
Заместитель Руководителя Уфас По Петербургу
Я не знаю, чем было вызвано решение об отмене конкурса на строительство Лахтинско–Правобережной линии, который выиграл "Метрострой". Но эта ситуация не может не тревожить. Мы еще не начали работы, только приступили к оборудованию стройплощадки. Теперь будем участвовать в повторном конкурсе и готовы выйти на объект в любой момент. Наши конкуренты, которые тоже подавали заявки на участие и опротестовали результаты конкурса, никогда метро не строили, так что не знаю, как они собираются это делать, если выиграют.
Вадим Александров
генеральный директор ОАО "Метрострой"
Контроль за проведением государственных конкурсов такой строгий, что победа в них компаний, не обладающих необходимыми компетенциями, практически исключена. Бывает, победитель не справляется с выполнением работ. Но обычно причина здесь либо в том, что компания не рассчитала свои силы, либо в том, что по каким–то причинам ее дела пошли не так хорошо, как хотелось бы. А вот электронные аукционы — слабое место в системе госзаказа, так как здесь побеждает тот, кто предложит наименьшую цену, и это могут быть подставные фирмы, заинтересованные, скажем, в том, чтобы сорвать торги.
Наталья Бабаджанян
советник гендиректора ОАО "Главное управление обустройства войск" и ОАО "Оборонстрой"
Нам пришлось поставить на наш завод новое оборудование, чтобы производить трубы, удовлетворяющие новому регламенту "Водоканала". Это дополнительные затраты, на которые мы не рассчитывали и без которых можно было бы обойтись, так как трубы, которые мы выпускаем, не уступают по качеству тем, которые требуется закупать согласно новому техрегламенту. Примечательно, что компания, выбранная по конкурсу основным поставщиком труб для "Водоканала", теперь интересуется, готовы ли мы им продавать свою продукцию.
Денис Максимов
коммерческий директор трубного завода "Икапласт"