Почему на Западе уровень стартапов выше, чем в России

Автор фото: Беликов Валентин
На фото: Вячеслав Трактовенко, вице-президент Банкирский дом "Санкт-Петербург"

Вице–президент банкирского дома "Санкт–Петербург", координатор Клуба лидеров в Петербурге и Ленобласти Вячеслав Трактовенко о том, почему на Западе уровень стартапов выше, чем в России.

За те 2 года, что посещаю конкурсы стартапов, я нашел три интересных мне, достойных проекта. В два из них я вложил деньги. Это был очень детальный и точный поиск, но проекты эти я нашел на конкурсах, инвестиционных сессиях и презентационных днях. Поэтому не стоит их недооценивать: это реальная история — найти там и проект, и инвестора.
В той массе стартапов, что мы видим в Петербурге, найти действительно качественный продукт, пускай и без упаковки, но с правильной идеей и командой — командой, которая хочет его создать, реализовать и выпустить на рынок, — достаточно сложно. Возможно, в силу молодости российской экосистемы у нас основатели стартапов часто не до конца просчитывают свой продукт, не до конца понимают конечного потребителя и рынок. И, главное, прося у инвестора денег, не задумываются о возврате инвестиций, окупаемости.
Складывается ощущение, что для них основной задачей является получение денег на посевной стадии или на первом раунде. Получение инвестиций, которые позволят им содержать свою команду и заниматься этим проектом, — вот их задача. А не капитализация и не выход с этим продуктом на рынок. Они ищут не стратегические деньги, а разовые. Думают сегодняшним днем. Ищут деньги не на реализацию своего продукта, а на занятость самого себя.
Экосистема стартап–движения в России пока не так развита, как за рубежом. Поэтому, когда ты сталкиваешься с проектами, прошедшими инкубатор где–нибудь в Америке, ты видишь, что уровень их подготовки, упаковки и презентации значительно лучше, чем у нас. Кроме того, авторы проектов говорят с инвестором на его языке.
Почему этот уровень там значительно выше, чем у нас? Мне кажется, это проблема именно молодого возраста нашей экосистемы. Однако наличие частных акселераторов, крупных ассоциаций бизнес–ангелов и таких организаций, как ФРИИ, помогающих упаковывать проекты, развивают эту экосистему. С учетом того, что сейчас ситуация на всех рынках сложная и молодому предпринимателю трудно найти инвестиции, мне кажется, очень важно организовывать встречи начинающих предпринимателей с состоявшимися. Если даже и не для инвестиционной поддержки, то хотя бы для психологической.
Для того, чтобы важная и необходимая работа, которую проводит "Деловой Петербург" в рамках проекта "Биржа стартапов" была более результативной, мне кажется, имеет смысл рассылать итоговую базу проектов-участников не только венчурным компаниям, "бизнес-ангелам" или бизнес-инкубаторам, но и бизнес-сообществам. Клуб лидеров, например, готов стать такой площадкой. Члены Клуба, потенциальные инвесторы, могли бы рассматривать уже готовые, выпущенные с  "Биржи Стартапов" проекты и оценивать их инвестиционную привлекательность. Такое сотрудничество принесло бы всем только пользу.

Биржа стартапов

> "Деловой Петербург" проводит серию мероприятий "Биржа стартапов", цель которых — помочь молодым предпринимателям найти инвесторов, превратить идею в стабильно работающий бизнес. Следующая встреча состоится 29 июля.
> Если у вас есть хорошая идея и бизнес–план, пишите нам на startup@dp.ru.