Ленинградский судостроительный завод берет под контроль верфи в Крыму

Ленинградский судостроительный завод "Пелла" установит контроль над крымским судозаводом "Море", где будет строить в том числе и военные корабли. Потенциальный объем заказов "Пеллы", которые она разместит на крымской верфи, — более 30 млрд рублей.

ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" вложит около 500 млн рублей в модернизацию производства феодосийского ГУП "Судостроительный завод "Море". Соглашение об этом в рамках Международного военно-морского салона подпишут завтра, 3 июля, "Пелла" и Минпромторг РФ, сообщил источник на предприятии. По его словам, средства будут направлены на обновление оборудования и восстановление производственных помещений крымской верфи. Затем "Пелла" передаст "Морю" часть своего портфеля заказов, в частности, заказы на строительство катеров, пассажирских катамаранов из алюминиевых сплавов.
"Роль Минпромторга в этом проекте — помочь нам преодолеть административные барьеры", — поясняет собеседник "ДП". Однако, как пояснил другой источник, знакомый с ситуацией, скорее всего, роль Минпромторга — содействовать в обеспечении "Моря" госзаказом. В частности, по словам источника, на феодосийском заводе предполагается разместить гособоронзаказ на изготовление четырех десантных кораблей типа "Зубр", проект 12322, разработанных петербургским конструкторским бюро "Алмаз". А также рассматривается возможность строительства на "Море" 25 десантных катеров на базе проекта 03160 "Раптор". Катера по этому проекту для ВМФ РФ строит сейчас "Пелла".
Общий объем заказов гражданской и военной продукции, по словам собеседника "ДП", превысит 30 млрд рублей в течение 2016-2020 годов.
Отечественные судостроители тщательно скрывают и маскируют свои отношения с крымскими верфями, чтобы не пострадать от западных санкций. Специально для реализации крымского инвестпроекта "Пелла" в январе этого года учредила в Феодосии управляющую компанию ООО "Каффа-порт". "После подписания соглашения в течение двух месяцев "Каффа-порт" подпишет с властями Республики Крым договор аренды имущества судозавада "Море", — говорит собеседник "ДП". По его словам, договор будет заключен на 5 лет. За это время предполагается вернуть вложенные в модернизацию завода средства.
До осени 2014 года судостроительный завод "Море" принадлежал Украине, а в июне прошлого года госсовет Крыма решил, что все имущество компании принадлежит республике. Затем, в сентябре, республиканское Министерство промышленной политики учредило ГУП "Судостроительный завод "Море".
Примерно по такой же схеме татарстанский многопрофильный холдинг "Ак Барс" установил контроль над крупнейшим крымским судостроительным заводом "Залив", входящий в состав группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. Источник в отрасли рассказал "ДП", что имущество завода непонятно каким образом передано в долгосрочную аренду московскому ООО "Судостроительный завод "Залив". Генеральный директор ООО Андрей Жердев не опроверг, но и не подтвердил связь "Залива" с "Ак Барсом". Однако ранее в украинской прессе проходили сообщения, что Андрей Жердев посещал керченский завод в качестве представителя ОАО "Зеленодольский завод им.А.М.Горького", который входит в состав "Ак Барса". Более того, по словам Андрея Жердева, "Залив" сейчас строит два танкера по заказу Минпромторга РФ, а также скоростные пассажирские суда проекта А-145. Стоит отметить, что пассажирские суда этого проекта входят в портфель заказов Зеленодольского завода. Представитель этого завода подтвердил "ДП", что действительно два скоростных судна строятся на "Заливе", правда, проект должен называться по-другому и, возможно, они будут готовы в 2016 году. Назвать заказчика собеседник "ДП" отказался.
Кроме этого, "Залив" рассчитывает на гособоронзаказ. "Мы уже получили лицензии и другие необходимые документы, чтобы выполнять заказы Министерства обороны, — говорит Андрей Жердев. — Мы также рассчитываем получить заказ на изготовление металлоконструкций для моста через Керченский пролив".
Главная особенность "Залива" в том, что эта верфь обладает сухим доком размером 365 на 60 метров и глубиной 13 метров. "Мы можем строить авианосцы", — говорит Андрей Жердев.
По словам экспертов, строить в Крыму выгоднее, так как затраты на оплату труда там значительно ниже, хотя бы потому, что там теплее и не надо доплачивать за работу в тяжелых климатических условиях. По словам одного из участников военно-морского салона, российским верфям сегодня выгодно вкладывать средства в развитие крымских судозаводов и строить корабли там, так как большинство рабочих, в частности, на петербургских верфях — украинцы, и здесь им платят значительно большую зарплату, чем они будут получать на родине, на том же феодосийском заводе.
Стремление получить прибыль берет верх над страхом нанести вред бизнесу, попав под санкции ЕС и США. Из опрошенных "ДП" судостроителей только один признался, что пострадал от санкций. Речь идет о финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, которая входит в состав государственной "Объединенной судостроительной корпорации". "Сейчас верфь пребывает в тяжелом финансовом положении. Она не может брать кредиты в европейских банках, а только в российских. А процентные ставки у нас очень высокие. В связи с этим верфь задерживает выполнение заказа "Совкомфлота", — поделился источник в госкорпорации.