Россияне стали больше путешествовать по СНГ, но отказываются от приобретения ювелирных изделий и спортивных товаров за границей, а количество операций по кредитным картам за рубежом в первые 5 месяцев 2015 года, уменьшилось на 27%, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, говорится в ежегодном исследовании Ситибанка.
Количество зарубежных онлайн-транзакций выросло на 11%, количество покупок в офлайн-магазинах сократилось на 36%. Меньше всего стали тратить на кожгалантерею (объем трат снизился на 50%), ювелирные изделия (на 51%) и спортивные товары (на 48%). Число россиян, выехавших за рубеж в начале года, снизилось на 23%.
"Впервые в истории нашего исследования мы отмечаем такое серьезное снижение покупательской активности за рубежом. Тем не менее мы видим, что количество покупок, сделанных в России, в целом выросло на 21%", — говорит руководитель департамента стратегического анализа и управления взаимоотношениями с клиентами Citi Россия Дмитрий Коловский.
По прогнозам Ситибанка, общий объем трат за рубежом в 2015 году составит 1,3 трлн рублей.
В пятерку стран, где тратят больше всего, по-прежнему входят США, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция. Однако в этих странах отмечается существенное снижение числа российских туристов. Так, в Италии в первые 5 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число российских гостей уменьшилось на 37%, а число операций, осуществленных в местных торговых точках, на 50%, в Финляндии эти показатели снизились на 43% и 53%, а в Великобритании количество туристов снизилось на 17%, объем трат в британских магазинах – на 32%. Туристы из России стали гораздо меньше тратить на одежду и обувь: падение объема трат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 28%.
Единственной европейской страной, куда, по данным аналитиков, россияне начали выезжать чаще, оказались Нидерланды. Здесь в этом году оказалось почти на 25% больше российских туристов, и на 157% увеличилось количество покупок, совершенных в голландских магазинах.
Не так популярны, как обычно, в этом году Египет, Индия, Кипр: туристов из России в этих странах стало меньше на 2, 17 и 18%, соответственно.
В первые 5 месяцев 2015 года на первый план предпочтений российских путешественников вышли страны ближнего зарубежья: Казахстан, Грузия и Армения. В частности, число туристов, которые посетили Казахстан, увеличилось на 99%. Количество денег, потраченных в этой стране, выросло на 78%. В Грузии прирост российских туристов составил 38%, объем трат вырос на 69%. В Армении аналогичные показатели составили 16% и 24%, соответственно. В этих странах преимущественно тратят на гостиницы и развлекательные мероприятия, среди них походы в кафе и рестораны, казино, бары и дискотеки.
В Казахстане в том числе отмечается рост объема трат в категориях "Парикмахерские и салоны красоты" (242%), "Все для дома" (3604%) и "Спортивные товары" (632%). В Грузии в 2015 году стали больше оставлять денег в казино (+169%), а также нести расходы, связанные с прокатом автомобилей (808%).
Москвичи продолжают больше путешествовать, чем петербуржцы, хотя и здесь наблюдается понижающий тренд в объеме трат и количестве транзакций, сделанных за рубежом. Так, число москвичей, выезжающих за рубеж, снизилось на 20%, петербуржцев — на 28%.
Меньше всего москвичи стали путешествовать в Гонконг, Австрию и Грецию, где было отмечено сокращение потока туристов на 46, 44 и 43%, соответственно. Жители Петербурга воздержались от поездок в Швейцарию (на 48% меньше), Таиланд (47%) и Австрию (46%).
В тройку самых крупных категорий по объему потраченных денег в России попали супермаркеты, магазины одежды, а также кафе и рестораны. В супермаркетах отмечается рост объема трат на 23% при увеличении количества покупок на 25%. В магазинах одежды, напротив, сократилось количество покупок на 7%. Все больше россиян оплачивают услуги ЖКХ онлайн: рост количества такого рода операций составил 52%, на 69% выросли общие траты в этой категории.
Сегодня также опубликовал свое исследование Sberbank Investment Research, в котором анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. Так, банковские аналитики выявили, что сократилась доля респондентов, ожидающих ускорения инфляции (с 67% в I квартале 2015 года до 60% в II квартале). А стабилизация курса рубля позитивно повлияла на восприятие респондентами текущей экономической ситуации — 8% опрошенных увеличили необязательные потребительские расходы, что является позитивным фактором для рынка товаров длительного пользования.
Доля респондентов, переходящих на более дешевые товары, уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом впервые с II квартала 2014 года. Согласно последнему опросу, 63% респондентов пытаются экономить на товарах первой необходимости, тогда как в I квартале 2015-го их доля составила 66%. Такая тенденция должна затормозить ухудшение потребительской корзины, которое стало главным фактором, замедляющим рост выручки ретейлеров в первой половине текущего года.
Некоторые ретейлеры уже в начале июня стали говорить, что дно кризиса уже пройдено, и ожидают медленного восстановления продаж к концу 2015-го — началу 2016 года. "Люди уже начинают выходить из дома и тратить деньги. Я думаю, что будет еще какой-то занос, но кризис уже на донышке", — говорил в начале июня на одной из конференций по ретейлу вице-президент Sela Эдуард Остроброд. При этом ретейлеры признают, что потребители стали более аккуратны в тратах, исчезли импульсивные покупки.