15:1722 июня 201515:17
517просмотров
15:1722 июня 2015
Доля проектов комплексного освоения территорий растет, но отсутствие четких критериев позволяет некоторым строителям применять этот термин чересчур широко.
Проекты комплексного освоения территорий (КОТ) переживают настоящий бум. Аналитики оценивают их долю в объеме рынка Петербурга и Ленобласти в 50–60%, прогнозируя рост до 70%, однако четких критериев КОТ до сих пор не существует. Так может называться и проект без социнфраструктуры, и обычная массовая застройка территории сразу несколькими компаниями.
Закон и порядок
Общие требования к проектам КОТ прописаны в Земельном кодексе РФ следующим образом (п. 7 ст. 39.8): договор аренды участка, предоставленного для КОТ, предусматривает обязанность сторон "осуществить мероприятия по освоению территории". В соответствии со ст. 30.2, они включают подготовку документации по ее планировке, выполнение работ по обустройству и строительство в соответствии с видами разрешенного использования. Но нигде в законах не прописано, что застройщик обязан строить соцобъекты вместе с жилыми домами. "Значительная часть земельных участков, предназначенных не только для строительства жилья, но и для строительства соцобъектов, находятся в частной собственности застройщиков, — поясняют в пресс–службе комитета по строительству Ленобласти. — Поэтому по факту он строит там то, что хочет".
Так как утвержденных требований к КОТ в Петербурге и Ленобласти нет, власть, девелоперы и покупатели могут трактовать понятие, руководствуясь разными критериями. "Обычно к КОТ относятся проекты общей площадью от 500 тыс. м2 (объем жилья не менее 400 тыс. м2), которые реализуются одним девелопером и имеют единую концепцию застройки и развития территории, — говорит Алексей Гусев, коммерческий директор "Главстроя–СПб". — Такие проекты предусматривают комплексный девелопмент территорий, обеспечивающий формирование новой комфортной среды проживания. Объекты социальной инфраструктуры (детские сады, школы, спортивные объекты, культурно–досуговые центры, поликлиники), инженерной и дорожной инфраструктуры (сети, устройство внутриквартальных проездов, нередко — строительство дорог городского значения, также на рынке появляются первые примеры проектирования съездов с КАД и коммерческих трамвайных линий) являются обязательными характеристиками проектов КОТ".
В эти критерии сегодня четко вписываются 13 проектов, общий объем заявленного жилья в рамках которых составляет около 11,8 млн м2. Каждый из них рассчитан на реализацию в течение 5–8 лет, полностью не закончен ни один проект. Но в то же время другие участники рынка говорят, что к КОТ можно относить проекты и от 100 тыс. м2, что может быть справедливо, особенно с учетом малоэтажных проектов. Например, проект "Золотые купола" от ГК "РосСтройИнвест" в Сертолово рассчитан на 8 тыс. человек, и это тщательно спроектированный и органично вписанный в природу Ленобласти четырехэтажный жилой район, в котором будет построено 280 тыс. м2 жилья со всей необходимой инфраструктурой. Главное, что масштаб проектов КОТ дает простор для деятельности и позволяет застройщику распланировать территорию в соответствии с градостроительными нормами, собственными маркетинговыми планами, потребностями жителей и представлениями о гармонии и красоте.
Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", предлагает целую классификацию (см. таблицу), предполагающую, что КОТ можно поделить на три вида в зависимости от размеров участка — групповые, квартальные и районные. "Различные по площади КОТ представляют собой разные планировочные единицы городской структуры (жилой район, квартал, жилая группа), — говорит она. — Чем больше территория, тем больше радиус обслуживания и, соответственно, длиннее перечень объектов социальной и сервисно–торговой инфраструктуры, обязательной к размещению в ее границах. В тех случаях, когда КОТ реализуются на ранее не освоенных территориях, фантазии девелоперов практически ничем не ограничены, но перечень объектов инфраструктуры, обязательных к строительству, длиннее. В случаях, когда КОТ располагается в существующей городской застройке, напротив, концепция должна соответствовать традиционному окружению, но девелопер может полностью или частично рассчитывать на объекты инфраструктуры (больницы, парковки, ТК и пр.), действующие на прилегающих территориях".
Пробивная Ленобласть
Следующим важным фактором после объемов жилья является создание инфраструктуры, и здесь строители часто оказываются перед сложным выбором между рентабельностью проекта и количеством мест в детских садах. Стоит признать, что "необязательность" социнфраструктуры является скорее формальной, на деле застройщик понимает ее необходимость, в первую очередь потому, что это повышает конкурентоспособность проекта.
"Строительство социальных объектов за счет инвестора приводит к тому, что экономическая выгодность проектов КОТ снижается, — говорит Татьяна Федирко, руководитель службы развития УК КВС. — Именно поэтому финансовая поддержка государства просто необходима. По объекту компании "КВС" "Новое Сертолово" мы уже заключили соглашение с администрацией Ленобласти на участие в программе поддержки застройщиков. В Санкт–Петербурге пока, к сожалению, подобных программ нет".
Программу "Соцобъекты в обмен на налоги", о которой идет речь, правительство ЛО запустило с 2013 года. На данный момент в ее рамках заключено 18 соглашений с застройщиками, в том числе семь из них — в 2014 году и три — в этом. Часть застройщиков уже ввели в эксплуатацию соцобъекты, например детсад в ЖК "Новое Мурино".
"Скоро мы приступаем к реализации самого масштабного проекта КОТ в регионе — ЖК "Нева–Сити" во Всеволожском районе, где предусматривается возведение 4,587 млн м2 жилого фонда на территории площадью 452 га, — делится Сергей Терентьев, руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС". — Этот проект рассчитан на 114 тыс. жильцов. Уже сейчас совместно с правительством ЛО мы проектируем дорожно–транспортную инфраструктуру не только на внутренних территориях, но и в общем, включая съезды с КАД и станцию метро. Комплекс будет обеспечен внушительным объемом социальной инфраструктуры: девять отдельных и нескольких встроенных детсадов — всего на 6885 мест, семь средних школ на 10 450 мест, больница со станцией скорой помощи, шесть аптек, более 43 тыс. мест на паркингах. В районе появятся новые ТРК, магазины, кафе и рестораны. Предварительно срок реализации проекта оценивается в 25 лет".
Фактически можно наблюдать, как благодаря программе петербургские застройщики уходят в область. "Большинство новых проектов КОТ будет появляться в Ленобласти, — считает Нина Креславская, заместитель председателя совета директоров ГК "РосСтройИнвест". — Это связано как с дефицитом свободных под застройку территорий в городе, так и с программами правительства ЛО, за которые крупные застройщики проголосовали большим количеством новых проектов. Кроме того, в случае расположения за пределами мегаполиса жилье приобретает такую дополнительную составляющую комфорта, как хорошая экология — чистый воздух, лес, природные водоемы. Например, в шаговой доступности от нашего проекта "Золотые купола" находятся два красивых озера — Медное и Сарженское.
Строительство объектов комплексного освоения территорий ГК "ЦДС" также сконцентрировано в пригородах Петербурга — Янино, Кудрово, Мурино, Буграх.
Красота спасет КОТ
Третьим важным критерием КОТ является та самая комплексность, то есть общая концепция, ценовая категория и единое архитектурное решение.
"Мы к формату КОТ пришли еще лет семь назад. Поняли, что это наиболее прогрессивный путь для девелопера в условиях нашего города, — говорит Илья Еременко, генеральный директор Setl City. — Потому что уплотнительная застройка, во–первых, конечна, во–вторых, ограничена с точки зрения создания единой комфортной среды. На крупной территории, где строительство ведется с нуля или в рамках реновации, есть возможности грамотного планирования застройки с учетом всех потребностей покупателя".
По словам девелоперов, именно в проектах КОТ сегодня существует немало интересных способов привлечения покупателей.
"Для своих проектов компания "КВС" разработала целую концепцию "гуманной среды обитания", — говорит Татьяна Федирко. — Мы строим зеленый микрогород с насыщенной инфраструктурой и благоприятной экологией, где активный житель мегаполиса получает качественный отдых после трудового дня, но при этом не теряет своей социальной жизни".
Примеров креатива можно привести много. Например, на территории "Северной долины" в Выборгском районе кровля подземных паркингов украшена элементами греческой архитектуры — беседки, античные колонны, шары.
В "Золотых куполах" доминирует детская направленность соцобъектов: запланированы парк развлечений с аттракционами, крупный ТРК, школа со стадионом и два детских сада с бассейнами.
А в масштабном проекте "Юнтолово" планируется реализовать концепцию центров общественной жизни, где могли бы собираться люди разных интересов и возрастов.
Компания Setl City имеет свои стандарты для оснащения проектов КОТ — так, внутри кварталов обязательно должны располагаться аптеки или медцентры, кафе или пекарни, продуктовые магазины, детские развивающие центры, зоны wi–fi, система видеонаблюдения, стоянки для велосипедов, колясочные и пр. ЦДС использует стандарты своей концепции "БК–Стандарт. Базовый комфорт", которая также подразумевает места для отдыха и общего пользования, оформленные по авторским дизайн–проектам.
Однако успешная реализация задачи комплексности возможна, только если проект реализуется одним девелопером.
"Есть крупные проекты, которые можно отнести к КОТ достаточно условно, так как они реализуются несколькими девелоперами, — говорит Алексей Гусев. — Их управление осуществляется нецентрализованно, поэтому нет четкого понимания развития социальной и транспортной инфраструктуры".
Без сомнений
Эксперты уверены, что проекты КОТ будут развиваться дальше, несмотря на все трудности.
По словам Алексея Гусева, КОТ — закономерный этап развития рынка, связанный с исчерпанностью ресурсов уплотнительной застройки, и в ближайшие 10–15 лет будет продолжать развиваться, просто потому, что это выгодно для всех сторон процесса: масштабность проекта позволяет поставить производство доступного жилья на поток.
"Возведение КОТ, как правило, предполагает взаимодействие всех сторон, заинтересованных в его реализации: и представителей власти, и застройщиков, и монополистов, — говорит Сергей Терентьев. — Масштабные проекты интересны и региону, на землях которого они реализуются, как с точки зрения развития территорий, так и с точки зрения налогообложения. В том числе и благодаря этому их популярность растет".
При этом, вопреки некоторым представлениям, КОТ в кризис находится не в большей зоне риска, чем небольшие проекты.
"Масштабный проект не означает неповоротливый, — поясняет Евгений Ортин, маркетолог–аналитик НП "Объединение строителей СПб". — Так как процесс реализации растянут во времени, а сдача объектов происходит очередями, у застройщика появляется инструмент для гибкого управления. В случае изменения динамики спроса ввод новых очередей может быть отсрочен или ускорен, а на изменение характера спроса застройщик может отреагировать, изменив планировки или внедрив дополнительные инфраструктурные опции". Поэтому с учетом перспектив роста значения КОТ в городской застройке особенно важно, чтобы были правила игры и чтобы они были понятны.
"Чтобы проекты КОТ становились современными полноценными городскими кварталами, важно изменение подхода, — заключает Алексей Гусев. — На государственном уровне должно быть понимание необходимости создания стандарта развития новых территорий. Должны быть разработаны определенные нормативы и законодательные решения, нацеленные на формирование качественной среды в проектах КОТ".