Владимир Путин отправил на досрочные выборы губернатора Калининградской области Николая Цуканова — уже после "дедлайна". Это, пожалуй, будут самые нервные для Кремля выборы — и единственные, где перевыборами проблем не решить.
В ночь на вторник официальный сайт Кремля сообщил о встрече Владимира Путина с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым. "Я думаю, что у вас есть все основания на выборы пойти и попросить у жителей области мандат на продолжение той работы, которую вы сейчас ведете, — сказал президент. — Хочу пожелать вам успехов". Еще в конце мая, после того как добро на досрочные выборы получил глава Архангельской области Игорь Орлов, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что больше досрочных отставок не предвидится. Однако пришлось пойти навстречу сначала главе Чувашии Михаилу Игнатьеву, а теперь и Николаю Цуканову.
На самом деле полномочия Николая Цуканова и так истекают в этом году, и в сентябре там все равно бы состоялись выборы губернатора. Так что дело было именно в получении высочайшего одобрения. Без него Цуканов был бы просто одним из кандидатов, а так он все-таки выдвиженец Кремля. Это довольно громкий прецедент в отношении Калининградской области: регион уникален в том числе и тем, что там ни один губернатор не пребывал в должности больше одного срока, так что Николай Цуканов может быть первым.
До последнего момента статус "выдвиженца Кремля" был под вопросом. Вообще, еще в 2013 году Николай Цуканов собирался на "досрочку" в 2014-м, но одобрения тогда не получил. В определенном смысле федеральный центр рискует, но, по-видимому, альтернативных вариантов не нашлось. Тот факт, что в регионе, где в сентябре должны пройти плановые выборы, Кремль только за 3 месяца до них определяется с кандидатурой, причем уже после "дедлайна" (пусть неформального), говорит о многом, говорит о сомнениях и неуверенности.
Руководить Калининградской областью — дело сложное и неблагодарное, о чем, собственно, и говорит постоянная смена высших начальников. Предшественник Николая Цуканова Георгий Боос впал в немилость после массовых митингов 2009-2010 годов, когда оппозиционные силы, объединившись в коалицию, сначала требовали снижения пошлин и налогов, а затем и смены власти. В Москве протесты восприняли как настоящий пожар, в область полетел отряд федеральных чиновников, куратора региона в администрации президента срочно уволили, а местные власти кинулись сулить калининградцам кучу льгот и пособий. Даже музыкальному колледжу срочно купили новый рояль. Организатор знаменитых митингов Константин Дорошок прошел после в облдуму и входит там в группу с двусмысленным по нынешним временам названием "Запад России" — в ней всего два депутата, правда, но тем не менее.
Сепаратизм — вот чего всегда боялись в Москве. Хотя в самом регионе никто всерьез эту тему развивать не решался, но все 90-е и все нулевые этот призрак реял и развеяться не мог. Калининградская область, как известно, анклав, она окружена странами ЕС и очень невыгодно на этом фоне смотрится, ее сложно снабжать из центра, она как бы оторвана от России, и в силу анклавности любое социальное потрясение вроде сокращений на "Автоторе" или повышения тарифов сразу бьет очень сильно.
Поэтому считается, хотя и не проговаривается вслух, что протесты в Калининграде обязательно приведут рано или поздно к требованиям выхода из состава страны, и то, что этого реально боятся, — признак того, что в этом случае Москва не сможет ничего сделать. Когда в марте трое активистов подняли флаг Германии над гаражом ФСБ в знак протеста против присоединения Крыма, их в первую очередь попытались обвинить в призывах к сепаратизму; потом рассматривалось оскорбление ветеранов, теперь пришли к "хулиганству по мотивам политической ненависти", но все равно активистам затребовали до 2 лет лишения свободы. Калининград — это бывший Кенигсберг, Восточная Пруссия, это завоеванная относительно недавно земля, и после Крыма, конечно, все стали об этом вспоминать. Мол, хорошо: если мы говорим о приоритете "исторической принадлежности", то почему бы в Калининграде не провести референдум. На самом деле не то что вспомнили — и не забывали никогда. Это местные жители могли забыть в какой-то момент, а в Москве не забывали, хотя там и немцев-то давно уже не осталось, и поэтому немецкий флаг сильно напугал власти.
С другой стороны, где еще, кроме Калининграда, могло состояться открытое выступление против Крыма — пусть даже и такое небольшое, как вывешивание флага? Регион вообще с точки зрения управляемости особенный; совсем недавно там прошли выборы в городе Балтийске с нашумевшим результатом: "Единая Россия" не смогла провести вообще ни одного депутата. Победили самовыдвиженцы, которых связывают с местным "янтарным королем" Виктором Богданом, скрывающимся от розыска в Польше. Можно поспорить, конечно, что лучше, но факт остается фактом.
Скорее всего, составить реальную конкуренцию Николаю Цуканову не сможет никто из оппозиционеров, хотя его и заставят понервничать: масштабные фальсификации там применить сложно. Но это конкретно на выборах. Общий же протестный потенциал никуда не исчезнет, не исчезнут и экономические проблемы. Дать региону больше экономической свободы центр опасается ввиду той же "угрозы сепаратизма". С 1 апреля 2016 года в Калининградской области отменяются налоговые и таможенные льготы в связи с отменой статуса особой экономической зоны, что наверняка станет ударом и приведет к снижению инвестиций — станет ли полноценной заменой статус "территории опережающего развития", еще большой вопрос. И сам Николай Цуканов деликатно говорит о том, что это "несколько сбалансирует риски, но до конца вопросов не решит". Так что перевыборы не заставят его выдохнуть, как коллег в других регионах, а скорее наоборот.