Глава "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров купил права на разработку восьми нефтяных месторождений

Автор фото: Петр Ковалев

Глава холдинга "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров одновременно со строительным бизнесом занимается нефтедобычей — девелопер купил права на разработку восьми месторождений. Добыча нефти может подстраховать стройку в кризис, говорят эксперты.

Основной владелец промышленно–строительного холдинга "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров, как стало известно "ДП", параллельно с возведением жилья экономкласса в Петербурге занимается нефтедобычей. На фоне снижения потребительского спроса на жилье, который уже в этом году может упасть на 30%, диверсификация может стать своеобразной подушкой безопасности для девелопера, говорят эксперты.
Между тем опыт других петербургских бизнесменов в нефтедобыче не всегда был удачным. Главный риск — отсутствие опыта, а также дефицит ликвидности и административных связей, говорят участники рынка.

Небольшое нефтяное хобби

По данным СПАРК, Аркадий Скоров через СК "Дальпитерстрой" владеет 60% ООО "Дальпромсинтез". Остальные доли у топ–менеджеров компании: 30% у Игоря Кальницкого и 10% у Вадима Белокопытова.
Это ООО было создано в 2009 году как ресурсное направление "Дальпитерстроя" в Приволжском федеральном округе. Лицензии на добычу нефти выданы ему на срок до 2032 года.

Сам Аркадий Скоров сообщил "ДП", что "добыча нефти — это его небольшое хобби". От дальнейших комментариев он отказался.
По данным Роснедр , в собственности "Дальпромсинтеза" находятся восемь лицензий на разработку месторождений в Удмуртии, Пермском крае и Ханты–Мансийском автономном округе. Параметры месторождений в двух последних регионах выяснить не удалось. А в Территориальном агентстве по недропользованию по Удмуртской республике сообщили, что "Дальпромсинтез" разрабатывает два нефтяных месторождения — Кабановское и Налыгинское — с общим объемом разведанных запасов нефти более 500 тыс. т. "Нареканий к компании по выполнению лицензионных соглашений нет", — заявил "ДП" чиновник агентства.
Гендиректор "Дальпромсинтеза" Игорь Кальницкий в одном из интервью СМИ Удмуртии сообщал, что на Кабановском месторождении компания построила более 5 км линий электропередачи, около 8 км нефтепроводов, два пункта налива нефти, отладив весь цикл до сдачи нефти в систему "Транснефти" для продажи на перерабатывающие заводы России.
Инвестиции в развитие этого бизнеса "Дальпромсинтеза" не раскрываются. Из открытых источников известно, что за лицензию на Налыгинское месторождение компания заплатила 24 млн рублей. "Бурение одной скважины в зависимости от породы может стоить от 50 млн до 300 млн рублей. Сейчас преобладают трудноизвлекаемые ресурсы — их около 60%. Так что стоимость бурения растет", — добавил представитель ассоциации "Ассонефть" Сергей Ветчинин.
По оценке руководителя аналитического департамента QB Finance Дмитрия Кипы, учитывая нынешнюю стоимость сырой нефти на уровне около 3,5 тыс. рублей за баррель, совокупные доходы "Дальпромсинтеза" от разработки только двух месторождений в Удмуртии могут превысить 10 млрд рублей.

Риски диверсификации

Основной бизнес "Дальпитерстроя" — строительство жилья экономкласса. Выручка компании по итогам 2014 года составила 3,2 млрд рублей. С 1998 года компания ввела в Петербурге более 100 объектов общей площадью 775 тыс. м2 и создала земельный банк, на котором можно построить еще 3,7 млн м2.
Аркадий Скоров владеет 75% "Дальпитерстроя", еще 25% — у его сестры Екатерины Леоновой. В структуре холдинга помимо строительного подразделения есть производство стройматериалов и банк "РостФинанс" (см. схему).
Существование параллельного нефтяного бизнеса Аркадий Скоров никогда не афишировал. "Дополнительный непрофильный бизнес повышает риск использования денег дольщиков нецелевым образом. Поэтому о нем обычно не говорят", — отмечает исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной.
Примером, по его словам, может служить печальная история ГК "Город". На днях главное следственное управление ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти возбудило уголовное дело по признакам мошенничества в истории с хищением средств 5 тыс. дольщиков этой компании.
Между тем некоторые эксперты полагают, что успешный нефтяной бизнес мог бы стать подушкой безопасности для девелопера в кризис. "В этом году спрос на жилье в Петербурге упадет на 30%. Самый большой спад спроса — до 50% — ожидается в сегменте экономкласса, где работает "Дальпитерстрой". Не исключено, что прибыль от нефтедобычи поддержит стройки компании", — рассуждает начальник отдела продаж УК Docklands Екатерина Запорожченко. Но гендиректор Hansa Group Олег Барков с коллегой не согласен: "В кризис нефть и стройка падают вместе. Причем нефть даже быстрее и глубже. Так что в руках девелопера не страховка основного бизнеса, а дополнительный риск".

Бизнес не для всех

Петербургских бизнесменов, которые могут похвастаться активами в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, можно сосчитать по пальцам. А серьезных высот на этом поприще достигли только те, кого СМИ называют друзьями президента РФ Владимира Путина. В их числе Геннадий Тимченко, который в 1996 году вместе с партнерами выкупил компанию "Киришинефтехимэкспорт" ("Кинэкс"). Позже на ее базе был создан один из крупнейших мировых энергетических трейдеров Gunvor Group. Но в марте 2014 года из–за экономических санкций Тимченко продал 44% акций Gunvor своему партнеру Торбьорну Торнквисту.
Зарабатывает на участии в нефтяных проектах и Аркадий Ротенберг. Его компания "Стройгазмонтаж" — крупный подрядчик нефтегазовой отрасли. А экс–глава Госстроя Владимир Коган контролирует фирму "Нефтегазиндустрия", которая владеет Афипским НПЗ.
Опыт других бизнесменов города в этой сфере успешным не был. Занимался добычей и переработкой нефти глава корпорации "ВЕФК" Александр Гительсон. Но кризис 2008 года его корпорация не пережила. А сам Александр Гительсон в мае этого года был осужден за мошенничество.
Собирался добывать нефть и сооснователь холдинга "Фаэтон" Владимир Хильченко. В 2010 году он вложил 1 млрд рублей в покупку нефтяного месторождения в Саратовской области. Но бизнес не сложился (см. комментарий на стр. 7).
Эксперты отмечают, что редко кто приходит в нефтяной бизнес из других сфер. "Во–первых, там большой порог входа — сотни миллионов рублей. Во–вторых, сильна конкуренция со стороны крупных профильных компаний. В–третьих, необходимы серьезные связи в органах госвласти, чтобы получать все согласования. Так что эта сфера пока остается закрытым клубом для избранных", — говорит Артем Деев из компании AMarkets. "Нефтяная отрасль остается одной из самых высокомаржинальных. Хотя геополитические события в долгосрочной перспективе могут повлиять на ценообразование", — заключила Ольга Прокофьева, член совета директоров ГК "Энергия".

Биография

Аркадий Скоров

> Родился в 1959 году во Владивостоке.
> В 1994 году окончил ВМА им. Кузнецова в СПб. Преподавал в ВМИ радиоэлектроники и техники им. Попова. Доктор педагогических наук.
> С 1998 года — основатель и гендиректор компании "Дальпитерстрой". Инвестором на первом этапе выступило дальневосточное ОАО "Дальрыбстрой".
> СК "Дальпитерстрой" объединяет 19 компаний. По СПАРК, бизнес принадлежит Аркадию Скорову (75%) и его сестре Екатерине Леоновой (25%).
> На начало 2015 года компания ввела в строй 102 объекта на 775 тыс. м2. В работе еще 150 проектов.


Как правило, дополнительный бизнес для застройщиков — это организация производства стройматериалов, что позволяет минимизировать затраты на строительство. Я даже не могу припомнить случаев, когда системные застройщики уходят в совсем иные виды бизнеса. Строительство длится годами и требует серьезных ресурсов. Выдернуть из оборотных средств деньги и вложить их в непрофильные активы — рискованно и сложно. Это отрицательно влияет на развитие основного бизнеса и его устойчивость, особенно сейчас, когда нехватка оборотных средств — главная проблема всех застройщиков.
Алексей Белоусов
генеральный директор НП "Объединение строителей СПб"
Для реализации таких проектов нужны солидные средства, а главное — собственный опыт работы в отрасли. В ином случае проект либо будет заброшен, либо понесет большие убытки. Мой совет — выходить из этой истории как можно быстрее, чтобы потери были минимальными. В свое время мы подписали соглашение о создании совместного предприятия с индусами и планировали инвестировать 200 млн евро в месторождение в Саратовской области на 50 млн т разведанных запасов, но наши партнеры так и не смогли получить кредит в российском банке из–за отсутствия залоговой массы в России.
Владимир Хильченко
президент ХК "Созвездие Водолея"