В Петербурге представили проект "Новые летописи предпринимательства": чиновники надеются пробудить в россиянах интерес к истории российского бизнеса и созданию собственного дела. Этот интерес сильно упал, констатируют организаторы. Вплоть до того, что призывать людей делать бизнес придется с помощью социальной рекламы.
В рамках федеральной "Истории российского предпринимательства" в Петербурге представили проект "Новые летописи", который совместно реализуют комитет по развитию предпринимательства Смольного и "Деловая Россия". Суть в том, чтобы составить на федеральном уровне список выдающихся бизнесменов за всю историю страны до 1917 года. Нужно это, по мнению авторов идеи, для популяризации предпринимательства, потому что, по словам председателя петербургского отделения Виталия Фатеичева, "только 2% россиян хотят стать предпринимателями". По его мнению, необходимо рассказывать людям, что "предприниматели с это основа —экономики, это те деньги, из которых платится зарплата, которые идут в бюджет".
В важности этого уверен и глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. "Очень важно, чтобы россияне могли четко осознавать, что большая часть современных предпринимателей и в прошлом были меценатами, создавали заводы, строили пароходы, платили налоги. Это будет такой проект внутреннего общественного согласия", — заявил он и сообщил, что в Смольном уже создана рабочая группа из историков, бизнесменов и чиновников, которая займется выбором лиц петербургского предпринимательства. К осени эксперты закончат составление списка, после чего его отправят в Москву и на федеральном уровне уже будут выбирать имя российского бизнеса.
По аналогичной схеме несколько лет назад выбирали "имя России", где в финальном голосовании наравне с такими знаменитыми личностями, как Петр Первый, Александр Невский и Александр Суворов, участвовали Сталин и Ленин, что вызвало много негативных откликов со стороны зрителей. Осенью 2013 года россияне выбирали символ страны, и тогда в голосовании практически победила чеченская мечеть — тоже не без скандалов.
В этот раз в шорт-лист опять могут попасть довольно странные личности, имеющие мало отношения к бизнесу. Об этом говорил на презентации проекта в Петербурге историк Михаил Ходяков. "Я видел список, и он пока очень рыхлый. Надо, чтобы его составлением занимались профессионалы. Пока он не выдерживает никакой критики", — отметил эксперт. Правда, до утверждения окончательного варианта остается еще пара месяцев, так что многое в нем можно еще поправить.
Авторы проекта собираются добиваться в будущем включения в учебники истории информации о знаменитых российских купцах и промышленниках, тем самым поднимая престиж предпринимательства буквально со школьной скамьи. В "Деловой России" уже начали эту работу и проводят в школах олимпиады и различные просветительские мероприятия по истории отечественного частного бизнеса.
"Цель проекта — не найти истину. Самое главное — дать посыл от государства", — отметил Эльгиз Качаев. Продвигать государственный посыл населению в Петербурге будут с помощью социальной рекламы. Эльгиз Качаев сообщил, что напрямую бюджетные деньги на продвижение этого проекта не пойдут, но город предоставит полосы в правительственных СМИ и места на уличных билбордах для рекламы "Новых летописей". "У нас все равно заложены деньги на социальную рекламу. Была одна, будет другая", — рассказал глава комитета.
В том, что проект будет реализован, можно не сомневаться, так как эту идею осенью 2014 года одобрил Владимир Путин. Тем более что в рамках объявленного курса на импортозамещение развитие российского бизнеса становится жизненно необходимым. Правда, кроме интереса к этому со стороны молодежи, необходимо принимать законы, которые бы помогали компаниям развиваться, а этого, по мнению предпринимателей, как раз не происходит.
Кроме того, временные рамки, ограниченные 1917 годом, навевают довольно грустные ассоциации с революцией и тем, что стало с предпринимателями, которые отказались отдавать честно нажитое имущество пролетариату. Новейшая история за последние годы тоже знает несколько примеров неожиданной потери крупного бизнеса. Все это отбивает у населения желание заниматься своим делом. Возможно, поэтому конкурс на экономических факультетах в последнее время стал меньше, чем в академии госслужбы.