Александр Шабасов рассказал "ДП" о проблемах импортозамещения

Александр Шабасов, руководитель ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

Руководитель Северо–Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ Александр Шабасов рассказал "ДП" о новых проектах в портфеле дирекции, проблемах импортозамещения, а также о счастливых случайностях в работе с историческими памятниками.

Александр Анатольевич, сколько проектов сейчас в работе дирекции?

— На данный момент девять. Общий бюджет предусмотренных работ превышает 10 млрд рублей. В прошлом году мы сдали Большой драматический театр (БДТ). Но включились в три новых объекта: достройку второй очереди Российской национальной библиотеки, создание инфраструктуры в музее–заповеднике "Кижи" и строительство нового здания для Театра Европы Льва Додина в Петербурге.

Результатом реконструкции БДТ вы довольны?

— Это объект с непростой судьбой. Он пережил три государственные экспертизы, смену театральных концепций. Были задействованы в работе более 1 тыс. специалистов строительной сферы. Была проделана огромная работа. Когда в сентябре прошлого года здание торжественно передали труппе, счастье в глазах старых работников театра видели все.

Уложились в смету?

— Безусловно. В проект вложено чуть более 6 млрд рублей. Но при мне дирекция распоряжалась суммой около 2 млрд рублей.

Дыры в бюджете от предшественников закрывать не пришлось?

— Когда ты приходишь на незавершенную стройку, дыры есть всегда. Но мы смогли войти в процесс без потерь. Было тяжело. Ведь БДТ стоит более 100 лет, а требования к безопасности и надежности объектов изменились. Временами приходилось вставать на уши, чтобы все соответствовало современным требованиям и устраивало работников театра. Но итог радует.

А радует ли развитие проекта реконструкции музея–заповедника "Ораниенбаум" (ГМЗ)? Его, если не ошибаюсь, останавливали из–за отсутствия инженерии….

— Это действительно сложное наследство. Но мы вышли из режима невозврата, когда фасадная часть построек комплекса была настолько "красива", что никому даже не приходило в голову подумать, а есть ли там инженерия. А она там полностью отсутствовала. Когда это выяснилось, многие работы были законно остановлены моим предшественником до завершения инженерной подготовки территории. Это работа, которую не видно. Но без нее реконструкция затянулась бы на годы, а возможно, и не состоялась бы вовсе.

Какие объекты ГМЗ будут открыты в этом году?

— На июнь намечено открытие Картинного дома. А к сентябрю мы закончим Большой Меншиковский дворец. Также начали проектирование дворца Петра III. Ораниенбаум — это огромный комплекс. Территория парка занимает 162 га. Там находится 102 памятника федерального значения: здания, пруды, мосты, статуи и т. д. Каждый шаг реконструкции — на уровне научной диссертации. В прошлом году, например, мы начали огромную работу по реконструкции мелиоративной системы. А в этом году получили положительное заключение экспертизы по проекту водоотведения от Большого Меншиковского и Китайского дворцов.

Смета проекта и сроки работы увеличились?

— Нет. Общая стоимость работ — 3,6 млрд рублей. Из них уже 1,3 млрд рублей израсходовано. Завершить реконструкцию ГМЗ мы планируем к 2018 году.

А открытие цирка на Фонтанке из графика не выпадет?

— Нет. Оно намечено на 1 декабря — об этом знают все. К счастью, мы прошли тот сложный период, когда были вопросы по реконструкции цирка, но не было ответов. Один из них касался купола здания. Нам повезло. Исторический купол цирка просел от времени на 2,6 м. И у нас появились законные основания для воссоздания купола в исторических габаритах. Это просто подарок судьбы!

А если бы не просел?

— Пришлось бы принимать решения об ограничении творческих возможностей работы цирка. Он был бы с животными и клоунами, но практически без акробатов. Поскольку старый купол выдержать нагрузки современного оборудования не смог бы. Это не был бы цирк мирового уровня, о котором все мечтают. Теперь благодаря уникальному случаю ожидания станут реальностью.

У цирка будет два купола?

— Да. Новый купол примет на себя все нагрузки современного циркового оборудования. Он сможет выдержать до 300 т. А исторический купол мы сохраним для будущих поколений.

Руководство цирка имело виды на соседнюю блокадную подстанцию? Ее вписали в проект?

— Тяговая подстанция не входила в наш проект. Я видел лишь концепт объединения этих двух объектов. Выглядят проработки интересно. Но решения по судьбе этого здания не в моей компетенции.

Почему?

— Во–первых, таковы противопожарные требования.
Во–вторых, внутреннее убранство цирка должно соответствовать историческому проекту. Следуя той же исторической логике, мы воссоздадим в цирке царскую ложу. В–третьих, зрителям будет комфортнее на представлении.

Где во время реконструкции находятся артисты цирка?

— Часть коллектива отправилась на гастроли, часть — в отпуск. Сотрудники администрации работают в здании гостиницы артистов цирка на Инженерной ул.

А куда на время реконструкции исторического здания Петербургской консерватории на Театральной пл., 3, переедут ее обитатели?

— Чтобы не прерывать работу консерватории, ее учебную часть перевели в здание на ул. Глинки, 2. А театральную — по разным профильным площадкам.

Здание на ул. Глинки как–то специально готовили для консерватории?

— Конечно. Это здание ранее принадлежало Минобороны РФ. В той части, куда переехала консерватория (площадью 9,3 тыс. м2), мы провели капитальный ремонт. Учли все требования — по акустике, звукоизоляции, освещению. В итоге эти площади оставят за консерваторией. Кроме того, летом мы начнем капитальный ремонт второй очереди здания на ул. Глинки. Там разместятся подведомственные Минкультуры учреждения.

А чем закончилась история с расселением коммунальной квартиры в здании консерватории?

— Это была одна из основных проблем, которая мешала начать реконструкцию. Расселением квартиры занимался жилищный комитет Смольного. В результате за счет города расселили 11 человек. На всю работу ушло 4 месяца. Это невероятно быстро, учитывая количество необходимых согласований.

Больше не было подводных камней в проекте?

— Отвечу так. Поскольку историческое здание консерватории — памятник федерального значения, все приключения у нас впереди. Зданию больше 100 лет. Такие объекты не могут быть простыми. Тот, кто говорит, что проблем на таких объектах не бывает, либо ничего не понимает, либо не хочет об этом говорить.

Сейчас проект на каком этапе?

— Весной мы приступили к строительно–монтажным работам. Стоимость этого этапа — 1,9 млрд рублей при общем бюджете проекта 2,6 млрд рублей. После реконструкции площадь здания консерватории увеличится на 10 тыс. м2, до 31,2 тыс. м2, за счет атриума и расширения цокольно–подвального этажа. Работы завершим в 2017 году.

А когда завершится реконструкция исторических объектов на Соловках?

— К 2017 году. Там проблема комплексная — нет стратегии развития инфраструктуры. До сих пор, например, нет понимания по срокам обеспечения объектов инженерией. Я уже веду реконструкцию, а эти вопросы не ясны. А ведь это остров. Навигация длится всего 4 месяца в году. В другое время завезти стройматериалы практически невозможно. Если тот же цемент завозить по воздуху, он будет золотым.

Вы сказали, что у вас еще и музей–заповедник "Кижи" в работе…

— Сейчас формируем адресную программу до 2018 года. Там надо все приводить в порядок. Там тоже нет инфраструктуры. Надо решить, что делать с мусором, с туалетами…. Надо сделать разводку всей инженерии по острову. Работа начнется в 2016 году.

А когда стартует проект строительства Театра Европы Льва Додина в Петербурге?

— Сейчас мы на этапе его согласования. В апреле получили положительное заключение экспертизы по проектной документации. Общий объем инвестиций составит 2,5 млрд рублей. Приступить к строительству мы рассчитываем в этом году и завершим проект за 3 года. Но тема очень сложная.
— Главная сложность в последних директивах Министерства культуры РФ по импортозамещению. При проектировании Театра Додина (и других объектов дирекции) мы теперь должны максимально ориентироваться на отечественных производителей материалов и оборудования. Но, если взять и все поменять на отечественное, театр будет… несколько другим.

А отечественное оборудование есть?

— Постепенно появляется. И я надеюсь, со временем разовьются серьезные производства, ведь политический вектор задан жестко. Но нас ждет непростой переходный период. Успокаиваю себя тем, что объекты культуры — это не только оборудование. Спецэффекты не на первом месте в иерархии театральных ценностей. Важнее люди.

Вы сказали, что будете достраивать новое здание Российской национальной библиотеки (РНБ). Почему?

— Дирекция выступит санатором этой стройки. Из–за конфликта прежнего заказчика (дирекции РНБ) и генподрядчика "Невисс–комплекс" она уже 1,5 года находится в подвешенном состоянии. Здание библиотеки готово на 90%. Но стоит без хозяина и с непонятным действием внутри. А подрядчик и заказчик выясняют отношения в судах.

На объекте будет другой подрядчик?

— Прежде чем принять решение, я хочу разобраться в ситуации. Во–первых, надо оценить судебную перспективу конфликта, во–вторых, понять фактический строительный объем и разобрать документацию и, в–третьих, надо обеспечить сохранность объекта и безопасность строительной площадки. Конфликт — отягчающее обстоятельство. Есть опасность, что несогласная с его исходом сторона может навредить. А поскольку речь идет о "деньгах государевых", могут быть серьезные последствия для нас как для заказчика. Если работа продолжится в рамках существующего контракта — подрядчик останется. Если нет — будет другой. Моя задача — закончить объект к 2016 году.

Ваш предшественник в СЗД Марат Оганесян недавно покинул пост "строительного" вице–губернатора Петербурга. Обратно в дирекцию его не звали?

— Не думаю, что ему это могло быть интересно. Эта ступень им уже пройдена.

Справка

Северо–Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ

> Официальный представитель министерства на территории СЗФО. Исполняет функции заказчика в области строительства, реконструкции, реставрации объектов культуры.
> В работе СЗД девять объектов с бюджетом более 10 млрд рублей. Крупнейшие: реконструкция здания консерватории и строительство Театра Европы.


Биография

Александр Шабасов

> Родился в 1966 г. в Ленинграде. Окончил ЛПУ им. Герцена и СПбГУ, к.э.н. В 1997 – 1998 гг. работал в ГУ "Управление инвестиций". С июня 2000 г. — зампредседателя комитета по строительству СПб по инвестблоку.
> С мая 2002 г. — гендиректор ОАО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин двор". С мая 2007 г. — руководитель проектов по СПб в ЗАО "Желдорипотека". С июня 2011 г. — представитель ОАО "Росжелдорпроект" в СЗФО. С апреля 2013 г. — глава СЗД.