УФАС снова отложило рассмотрение спора между МТС и "МегаФоном" о связи в тоннелях метро

Автор фото: Meerson_Alexandr

Рассмотрение в УФАС дела МТС против "МегаФона" о связи в метро затягивается. Оказалось, что МТС не допускают к кабелю по соображениям безопасности. С большой вероятностью оператор все же получит желаемый доступ в тоннели, но не скоро и не дешево.

Вчера в УФАС по Петербургу и Ленобласти состоялось второе заседание по делу МТС против "МегаФона", ГУП "АТС Смольного" и ГУП "Петербургский метрополитен". Суть этого громкого разбирательства (а крупные телеком–операторы крайне редко сталкиваются в открытую) в том, что МТС хотят получить доступ в тоннели петербургского метро, где уже несколько лет оказывает свои услуги "МегаФон". Но зайти туда непросто: инфраструктурой в метро владеет "МегаФон" совместно с городом, и до сих пор МТС не удалось получить разрешение на присоединение к ней.
"ДП" следит за этой историей с самого начала — с 2011 года, когда "МегаФон" закончил основные работы по прокладке кабеля в тоннелях метро. Однако в ходе разбирательства в УФАС всплывают новые неожиданные обстоятельства.

Ради безопасности

Вчера ответчики по делу МТС сказали, что главная причина недопуска к кабелю — соображения безопасности. Ведь основное назначение той системы, частью которой является желанный кабель в тоннелях, — это гражданская оборона и противодействие чрезвычайным ситуациям. Представители комитета по информатизации и связи (КИС, "АТС Смольного" — его подведомственное предприятие) заявили, что ГУВД им не рекомендовал допускать до кабеля новых игроков до полной сдачи подземной сети в эксплуатацию, а эта сдача до сих пор не произошла.
В МТС задали вопрос: как получается, что на протяжении нескольких лет "МегаФон" сам "эксплуатирует недостроенную вещь". Представитель МТС отметил, что лично проехал по всем линиям метро, протестировал связь конкурента, она нигде не прерывалась, и деньги списывались исправно.
На это в "МегаФоне" сказали, что сейчас происходит не коммерческая эксплуатация, а натурные испытания, и если в тоннеле у абонента появляется связь, то еще неизвестно, откуда она взялась, может быть, это от антенн, стоящих на станции метро, а не от кабеля в тоннеле.
В свою очередь, директор ГУП "АТС Смольного" Феликс Касаткин сказал, что он неоднократно в устной беседе с директором филиала МТС "Северо–Запад" Дмитрием Рыловым называл срок сдачи кабеля в эксплуатацию — октябрь 2015 года. Для представителей МТС это оказалось неожиданностью. Так же как и "несовместимость оборудования МТС" с техникой подземки, которая "была зафиксирована" в результате испытаний на третьей ветке метро — об этом заявили в КИС. В МТС предполагают, что речь идет о самых первых, пробных испытаниях. Ведь оператор в течение 3 лет успешно работал на отрезке от "Обводного канала" до "Звенигородской", и только с началом разбирательства в УФАС лишился этого участка. Впрочем, "МегаФон" сомневается в этой успешности МТС, вчера он настаивал на привлечении к делу независимого технического специалиста, чтобы тот вынес свой вердикт. В УФАС посчитали это лишним, но рассмотрение дела все равно отложили.

Предыстория

"МегаФон" заплатил за доступ в метро хорошую цену. Во–первых, 5 лет назад он взялся за прокладку кабеля, которая стоила ему, по словам отраслевых аналитиков, сотни миллионов рублей. Во–вторых, в 2010 году он купил оператора "Метроком" с инфраструктурой в метро, продавцами выступили Смольный и структура Сергея Матвиенко. Цена — 2 млрд рублей — тогда называлась аналитиками нерыночной. Конкуренты "МегаФона" за эти вложения с ним не бились. Сами по себе услуги связи в метро не приносят большого дохода. Однако наличие этих услуг может повлиять на выбор пользователем того или иного оператора. Учитывая все это, отраслевые аналитики прогнозируют, что МТС все–таки получат доступ в тоннели (так же как и "ВымпелКом"), но вряд ли это будет быстро, и уж точно не дешево.