Продавцов алкоголя могут обязать покупать сканеры акцизных марок

Автор фото: Рогулин Дмитрий/ТАСС

Готовится закон, по которому продавцов алкоголя обяжут покупать сканеры акцизных марок. В случае принятия закона образуется новый рынок объемом 75 млрд рублей. Эксперты считают, что новая мера приведет только к удорожанию алкоголя.

Законопроект о поправках к статье 12 (о налогообложении при продаже алкоголя) в Федеральный закон об обороте этилового спирта известен как инициатива пензенских депутатов. Сейчас законопроект об алкосканере проходит обсуждение в регионах.

Еще одна кормушка

В Петербурге около 20 тыс. лицензиатов на розничную продажу алкоголя и примерно 40 оптовых компаний — поставщиков алкогольной продукции. В России 115 тыс. компаний, владеющих лицензией на продажу алкоголя в розницу. "Каждая такая мера контроля порождает новый бизнес, а в данном случае, фигурально выражаясь, можно строить целый завод, — говорит президент центра "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. — В крупных магазинах десятки касс, где устанавливаются сканеры, но даже если взять в среднем 15 касс в одном супермаркете, выходит, что образуется заказ на 3 млн сканеров, которые к тому же нужно будет чинить и менять".
Сканер акцизных марок, который компании должны будут купить самостоятельно, стоит от 8 тыс. до 25 тыс. рублей без учета настройки, установки, обучения персонала, обслуживания. То есть объем российского рынка сканеров, который появится в случае принятия поправок, может составить до 75 млрд рублей.
Владельцы розничных продуктовых и алкомагазинов опасаются, что новый рынок может стать еще одной кормушкой для аффилированных организаций, которые не оставят предпринимателям возможности выбрать компанию–поставщика. Сейчас изготавливают такие сканеры в основном международные холдинги по производству электроники и систем учета — Honeywell, Opticon, Datalogic, Argox и другие, а продают российские компании–дистрибьюторы.

Сам себе контролер

Лилия Кулешова, коммерческий директор ООО "Супер Бабилон СПб", рассказывает, что в этом месяце компания уже отправила на обучение по работе со сканерами акцизных марок нескольких сотрудников. "Мы не проводили мониторинг затрат, но именно обучение на конечных ценах вряд ли скажется, — считает она. — Однако надо будет устанавливать и специальное программное обеспечение, чтобы отправлять данные в контролирующий орган".
Обсуждение поправок на региональном уровне состоялось и в ЗС Петербурга, на заседании комиссии по экономике, промышленности и собственности. Комиссия не поддержала законопроект, о чем будет направлено сообщение в Госдуму. "Но это не значит, — говорит Владислав Жижкун, гендиректор ООО "Парамед", принимавший участие в работе комиссии, — что закон не примут так же внезапно, как закон о торговом сборе — когда все просто были поставлены перед фактом".
Депутат ЗС Ирина Иванова рассказывает, что комиссия предложила отклонить проект потому, что контрольная мера не должна ложиться на плечи предпринимателей. "Государство взяло обязательство контролировать законность производства и продажи алкогольной продукции, и оно не должно перекладывать свои функции на бизнес", — комментирует депутат. Кроме того, существующих мер контроля вполне достаточно: система декларирования объемов алкоголя, а также система ЕГАИС, которую планируется ввести не только на производстве алкоголя, но и в продаже. Как уже писал "ДП", по плану Росалкогольрегулирования, с 1 июля 2015 года представлять информацию в ЕГАИС начнут производители пива, затем оптовые поставщики алкоголя, а с 1 ноября 2016–го — и компании, торгующие алкоголем в розницу.
Предприниматели добавляют, что по документам можно отследить путь от завода до прилавка каждой бутылки, к тому же организации каждый квартал подают декларации об объеме розничных продаж алкоголя, затрачивая на это собственные средства. "Вместо борьбы с контрафактом новая мера приведет к удорожанию не только алкоголя, но и всех остальных продуктов: издержки будут покрываться за счет увеличения наценки", — говорит Ирина Иванова.
Определить законность алкоголя при существующих мерах и так несложно. Те же, кто продает незаконный товар, все прекрасно знают о его происхождении. То есть основные очаги продажи контрафакта — недобросовестные предприниматели, которые даже не имеют лицензии, не говоря уже о документах на алкоголь. Страдают же от экспериментальных нововведений легальные продавцы, которым есть что терять, поэтому и так следят за своим товаром. Важно и то, что в Петербурге в сотни раз больше лицензиатов, чем оптовых поставщиков алкоголя. Уберите некачественный товар из опта — и он исчезнет с прилавков. Отследить деятельность 40 компаний проще, чем 20 тыс., но депутаты Госдумы решили усилить контроль именно в рознице.
Владислав Жижкун
гендиректор ООО "Парамед"