"Газпром" предъявляет Европе газовые ультиматумы

Россия пообещала прекратить транзит газа через Украину в 2019 году и грозит приостановкой поставок в Европу. Газовый вопрос дошел до ультиматумов и окончательно стал политическим. В Москве, кажется, исходят из того, что отношения с Украиной не улучшатся уже никогда.

Министр энергетики РФ Александр Новак и глава "Газпрома" Алексей Миллер объявили в Берлине, что после 2019 года транзит газа через Украину будет прекращен. Договор о транзите истекает в 2019 году и продлен не будет, сказал Алексей Миллер, а Александр Новак подтвердил: "Все усилия направлены на то, чтобы реализовать строительство газотранспортной инфраструктуры в Турцию, на границу Турции и Греции".
Более того, глава "Газпрома" добавил, что строить "Турецкий поток" будут без согласований с Евросоюзом, а если какие-либо страны заблокируют проект, то "Газпром" может приостановить поставки. "Наше конкурентное преимущество — мы можем держать паузу, если нас к этому вынудят. И можем держать ее достаточно долго", — цитирует Алексея Миллера Интерфакс. По его словам, европейцам нужно начинать строить инфраструктуру уже сейчас: российская сторона дотянет трубу до границы Турции и Греции к 2019 году, "сроки очень жесткие".
Это ультиматум Европе, который в определенном смысле странно слышать от компании, позиционирующей себя как "самый надежный поставщик". Покупателей ставят перед фактом: если к 2019 году они не построят инфраструктуру, чтобы закачивать газ через "Турецкий поток", то газа вообще не будет. По крайней мере, какое-то время. Алексей Миллер убежден, что предыдущий проект, "Южный поток", отменили только ради того, чтобы сохранить транзит через Украину. Он говорит, что "пауза" будет, "если нас вынудят", но кто здесь кого вынуждает, еще большой вопрос. Если европейцы политизируют газовый вопрос ради украинского транзита, то Москва политизирует его не в меньшей степени ради того, чтобы этого транзита не было. Собственно, проекты "Северного" и "Южного потоков" и задумывались, чтобы обогнуть Украину. Но у трубы, как известно, два конца, и постоянно "держать паузу" не получится, газохранилища со временем заполняются, а останавливать добычу очень дорого. Стороны сейчас стоят друг напротив друга, как ковбои в вестерне, и ждут, у кого первого сдадут нервы.
Что получится с "Турецким потоком", еще надо будет посмотреть. Газовые войны только набирают обороты. Ни Турция, ни Сербия, которая тоже проявляет заинтересованность в присоединении к проекту, членами ЕС не являются, и давить на них сложнее. Зато членом ЕС является Греция, которая тоже рассматривается как партнер. Новый премьер страны Алексис Ципрас недавно встречался в Кремле с Владимиром Путиным и получил обещания "сотен миллионов евро за транзит газа". У Греции сейчас, конечно, немало кредитно-финансовых проблем в отношениях с зажиточными странами Европы, и, с одной стороны, это рычаг давления, с другой — кредиторам, возможно, было бы выгоднее, если бы Греция получила средства для уплаты по долгам.
Через Турцию, в свою очередь, должен пролечь и еще один газопровод, из Азербайджана (TANAP и его продолжение в Европу TAP). Строительство уже начато, но Баку, который позиционирует себя как альтернативного поставщика газа для Европы, выразил недавно обеспокоенность "искуственно создаваемыми препятствиями", об этом заявил президент Ильхам Алиев. Турция не отказывала пока ни одному из проектов, заявляя о том, что не считает их конкурирующими. Действительно, "труба" из Азербайджана обеспечит объем, примерно в 6 раз меньший, чем "Турецкий поток". Но теоретически к ней сможет когда-нибудь присоединиться Иран, обладающий огромными запасами газа. Иран сейчас активно обхаживают все: страны Запада идут на отмену санкций в отношении Ирана, зато Москва сняла запрет на поставки комплексов ПВО С-300. В Европе тем временем создают единый энергетический рынок и обсуждают, насколько американский сжиженный газ сможет в перспективе заменить российские поставки.
Торговля газом давно уже лишь отчасти бизнес, а по большой части — политика. Есть желание не платить Киеву за транзит газа, и это стоит, по мысли российской стороны, того, чтобы тратить миллиарды долларов на строительство газопроводов по дну морей и ставить покупателям ультиматумы. Экономики здесь минимум — еще неясен спрос на газ из нового газопровода. Но Алексей Миллер еще в прошлом году говорил о "Турецком потоке" так, как будто проект уже давно заработал и дал Анкаре "газовый вентиль", с помощью которого она может давить на ЕС. Вряд ли это то, что очень сильно хочет получить Европа, а шантажировать у "Газпрома" всегда получалось плохо: как правило, приходилось идти на уступки.
Недавно Верховная рада Украины приняла закон о признании тоталитарным и преступным коммунистического режима наряду с нацистским, и российские власти, судя по всему, решили, что раз так, то Украину надо избавить и от такого тяжелого наследия преступного режима, как газопроводы. Но если сейчас есть острое желание отрезать Украину от транзита, то что будет, если через несколько лет отношения нормализуются? В Кремле исходят, судя по всему, из того, что этого уже не может быть никогда.