Российские режиссеры и театральные деятели обеспокоены событиями вокруг постановки новосибирского театра "Тангейзер". Они опасаются, что в России могут вернуться времена цензуры. Вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов добавил, что "художник не может быть свободен от общества". Dp.ru предлагает чиновникам вспомнить и другие цитаты Ленина, раз уж он вновь стал для них ориентиром в работе.
Недавний конфликт с постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета, завершившийся увольнением директора Бориса Мездрича после протестов православной общественности, тревожит художественного руководителя и главного режиссера БДТ Андрея Могучего: "Тревога, безусловно, есть и у меня, и у моих коллег. Сейчас я чувствую серьезное сплочение среди моих коллег, которого не было уже давно. Свобода творчества не должна зависеть от какой-либо конфессии", - сказал режиссер, ранее уже выступавший в поддержку "Тангейзера", на пресс-конференции, посвященной культурным планам Петербурга на 2015 год. "Мы должны помнить недавнее прошлое", - подытожил Андрей Могучий, заметив, что свобода творчества закреплена в Конституции.
Режиссер рассказал, что в честь 100-летия со дня рождения Георгия Товстоногова БДТ поставит спектакль "Римская комедия". Этот спектакль, срежиссированный Товстоноговым в советское время, был запрещен. Андрей Могучий отметил, что выбор этого спектакля связан с событиями в Новосибирске. А в проектах Владимира Кехмана, который возглавил новосибирский театр после увольнения режиссера "Тангейзера", режиссер участвовать в будущем не хочет.
А вице-губернатор Владимир Кириллов, отвечающий за культуру в петербургском правительстве, высказал личное мнение по поводу новосибирского скандала. "Я скажу не как чиновник, а как человек. Художник должен понимать, что он живет в обществе, а, как говорил Ленин, художник от общества не может быть свободным", - заявил чиновник.
Раз уж Владимир Кириллов взялся цитировать Ленина и руководствоваться заветами Ильича в области искусства, стоит напомнить, что целиком это высказывание в статье "Партийная организация и партийная литература" звучит так: "В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству?.. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания".
Ленин говорит в этой статье именно о партийной литературе, что и подчеркивал. "Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений... Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то". Правда, статья была написана еще в 1905 году, и представления Ленина о будущем тех лет не вполне совпали с реальностью. На практике позже получилось так, что никаких других партий, кроме одной-единственной, в стране не осталось, так что коммунисты могли с легким сердцем "расторгнуть союз" с неугодными художниками и тем самым вовсе исключить их из области легитимного искусства, так что "полная свобода слова" осталась разве что глубоко в подполье. Ведь общество, от которого не мог быть свободен художник, стало монолитным.
Высказывания Ленина об управлении искусством на самом деле схожи с мнением министра культуры Владимира Мединского, который говорит о том, что запрещать государство ничего не собирается, но вот поддерживать будет только то, что посчитает полезным и патриотичным. Вождь пролетарской революции в беседе с Кларой Цеткин говорил в том же ключе: "Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего. Хаотическое брожение, лихорадочные искания новых лозунгов - все это неизбежно, но понятно, что мы, коммунисты, не должны стоять сложа руки и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты". Справедливости ради нужно отметить, что Ленин, не раз признававшийся в том, что совершенно не понимает футуризма, кубизма, экспрессионизма, то есть авангардных направлений, не препятствовал им развиваться. И даже личные просьбы Ленина "пресечь" издание того же Маяковского и "не больше двух раз в год печатать этих футуристов и не более 1500 экз." не помешало Маяковскому стать одним из главных советских поэтов.
Широко известно и другое высказывание Владимира Ленина: "Искусство принадлежит народу". Далее он продолжал: "Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Должны ли мы небольшому меньшинству подносить сладкие, утончённые бисквиты, тогда как рабочие и крестьянские массы нуждаются в чёрном хлебе?"
Все эти слова должны быть близки сегодняшним чиновникам: "Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество", - сказал по поводу "Тангейзера" замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов. А пресс-секретарь Дмитрий Песков, заверив, что "творческая цензура недопустима", заметил при этом: "Государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок как минимум, как это было справедливо отмечено, не вызывающих такую обостренную реакцию общественного мнения".
Широкие же народные массы, на основании жалоб которых чиновники как раз и принимают решения, наверняка должны руководствоваться еще более радикальной цитатой из вождя: "Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно".