Группа компаний "Лаура" избавляется от своих дилерских центров в регионах

Автор фото: Коньков Сергей
Дилерский центр “Лаура-Купчино”.

Петербургские автодилеры сворачивают свои проекты в регионах. Дилер GM группа компаний "Лаура" избавилась от объектов в Туле и Мурманске и срочно закрывает сделку по продаже дилерского центра в Архангельске.

На минувшей неделе автоконцерн GM сообщил, что законсервирует заводы в России и больше не будет продавать бюджетные бренды. Корейский SsangYong Motor отказался от экспорта автомобилей в Россию. Эксперты рынка прогнозируют уход с рынка 30% игроков уже в этом году. Торговцы автомобилями сворачивают проекты в регионах. ГК "Лаура" до объявления GM о намерениях закрыть завод в Петербурге успела продать доли в компаниях, владеющих автоцентрами GM, BMW и Hyundai в Мурманске и Туле.

Безденежная сделка

Доли автодилера (по 50% в каждой компании) в мурманском и тульском бизнесе приобрели его партнеры в этих регионах и местные бизнесмены, рассказал "ДП" член совета директоров "Лауры" Ярослав Белоусов. В двух тульских центрах продавались автомобили Hyundai, BMW и GM. Их оборот за 2013 год составил, согласно СПАРК, 2,05 млрд рублей. В двух мурманских — Hyundai и GM. Их оборот за 2013 год, согласно СПАРК, составил 1,2 млрд рублей. Сумму сделок в компании не раскрывают, она была безденежная, средства пошли на погашение обязательств перед партнерами и банками. По оценкам экспертов, доля компании оценивается в 300 – 400 млн рублей.
По словам Ярослава Белоусова, сейчас компания продает центр GM в Архангельске, сделку закроют в ближайшее время. За последние месяцы также были закрыты три арендованных мультибрендовых автоцентра в Ленобласти. Ранее "Лаура" продала автоцентр "Лаура Сочи", а также приостановила продажи автомобилей GM в автоцентре в Озерках.
"Мы решили оптимизировать структуру бизнеса, чтобы эффективнее управлять доходами и расходами в непростые для рынка времена. В прошлом году в регионах мы продали около 8 тыс. машин, что примерно на 10% ниже, чем в 2013 году, — сказал Ярослав Белоусов. — Наша стратегия выживания в такое трудное время — это децентрализация". Из–за падения продаж проблемы коснулись не только "Лауры". Задержки с выдачей машин возникли у автодилеров "Авто Гамма", "Балтавтотрейд". "Евросиб" прекратил продажи Ford.
"Петербургские дилеры стараются выйти из региональных активов. Это мы видим на примере "Мега–Авто", которое продало центры в Москве, и "Аларм Моторс", которое продает центр в Казани. Это логично, потому что у наших дилеров не выстроена эффективная система дистанционного управления", — считает руководитель Университета продаж Виталий Новиков.

Кризис в компании

Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб", считает, что "Лаура" пытается спасти ключевой для себя рынок Петербурга. "Но не очень понятно, почему проданы центры в регионах с устойчивым спросом", — говорит он.
Возможно, дело в том, что "Лаура" уже не первый месяц переживает сложные времена. В феврале ЮниКредит Банк подал иск к ООО "Автопрофи" (входит в ГК "Лаура", продавало автомобили Suzuki) о взыскании 152,8 млн рублей — задолженность по кредиту, выданному в августе 2013 года. В свою очередь, ООО "Сузуки Моторс Рус" подало иск на 16 млн рублей к ООО "Лаура–Авто" (продавало автомобили в центре на Софийской, а в феврале подало иск о несостоятельности). В итоге у "Лауры" осталось два автоцентра в Озерках общей площадью 7 тыс. м2, центр в Ленобласти, производство бронированных автомобилей, центр Harley–Davidson, малярно–кузовной цех. В портфеле брендов: Hyundai, Renault, SsangYong, Harley–Davidson, УАЗ.
Основные собственники компании — Юрий Щербаков и топ–менеджмент. Основателем считается миллиардер Михаил Мирилашвили. Продажи холдинга в Петербурге в 2014 году составили 7565 машин, снизившись на 25,8% к уровню 2013 года. По прогнозам автодилеров, в этом году падение рынка составит около 40%. Согласно данным АЕБ, в 2014 году российский рынок снизился на 10,3%, было продано 2,5 млн автомобилей. Продажи иномарок по Петербургу сократились на 7%, до 173 779 машин. В феврале падение российского рынка составило 37,9% по сравнению с февралем 2014 года, что и заставляет автозаводы и импортеров корректировать планы по работе в России.