Минприроды готовит налоговые льготы для добычи сланцевых нефти и газа в России

Автор фото: Веремейчик Константин / ИТАР-ТАСС

Компании, добывающие сланцевую и высоковязкую нефть, получат налоговые льготы. Основным условием для допуска к льготам станет начало добычи через 4-5 лет с начала разработки. Самое время, говорят аналитики: традиционные запасы истощаются.

Нефтяные компании, добывающие сланцевую и высоковязкую нефть, получат налоговые льготы. Роснедра и другие профильные ведомства уже занимаются разработкой предложений, сообщается на сайте Минприроды. Налоговые льготы должны привлечь интерес к разработке сложных участков, считают авторы. Предложения по изменению закона "О недрах" должны внести до конца года, отметил глава ведомства Сергей Донской.
Главным условием для предоставления налоговых преференций для разработчиков месторождений "сложной нефти" станет обязательство по началу добычи через 4-5 лет после начала разработки. Площадь участков, которые предоставят для разведки, будет составлять до 4 тыс. км2, при этом бесперспективные с точки зрения добычи территории можно будет исключить из участка, на который получена лицензия. В приоритете лицензирования — месторождения абалакской, баженовской, доманиковой и хадумской свит в Западной Сибири, Волго-Уральском нефтяном районе и Предкавказье, сообщается на сайте Минприроды.
Предложенные меры должны стимулировать рост добычи нефти и развитие отрасли за счет роста конкуренции, поскольку они упростят доступ к месторождениям труднодоступных нефти и газа, говорит Сергей Донской.
Предложение Минприроды — по сути продолжение тех фискальных инициатив, которые уже были приняты в отношении трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) еще в 2013 году, когда снизили ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), говорит cтарший аналитик Альфа-Банка по нефти и газу Александр Корнилов.  
"Это, безусловно, хорошо, но нужно понимать, что проблема добычи сланцевой нефти не только в высоких затратах и, как следствие, необходимости налоговых преференций, особенно в условиях упавших цен на нефть, а в наличии технологий. А с ними все сложно: в рамках санкций партнерства с иностранными компаниями невозможны, а разработка собственных займет время".
В Минприроды предусмотрели и эту сторону вопроса. К разработке таких месторождений вместе с ведущими вертикально интегрированными нефтяными компаниями планируется привлекать и "технологических юниоров" под руководством "Росгеологии". Речь о НИИ, которые смогут запускать "пилотные проекты" с использованием новых технологий разведки и добычи такой нефти. Для отработки технологий создадут специальные полигоны, которые нефтяники будут финансировать вместе с государством. Два таких полигона уже работают — в Ханты-Мансийском автономном округе и Томской области.
Раньше разработкой ТРИЗов занимались только крупные игроки, поскольку создание технологий для разработки таких месторождений достаточно затратно, напоминает аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Сергей Пигарев. Предлагаемое объединение возможностей и помощь со стороны государства должны вызвать синергетический эффект.  
"Идея, в принципе, хорошая, весь вопрос теперь в реализации. Очень часто в России хорошие идеи при реализации превращаются в совершенно бесполезные", — сетует Сергей Пигарев. Гораздо больший эффект, с его точки зрения, может дать эксперимент с налогообложением финансового результата (НФР) в нефтяной отрасли, который вскоре может быть распространен в пилотном режиме на 12 проектов "ЛУКОЙЛа", "Газпромнефти" и "Роснефти".
Накануне предложения о введении НФР уже поддержал Дмитрий Медведев. Минэнерго должно в течение недели доработать соответствующий законопроект, сообщил глава ведомства Александр Новак.
"Перспективы НФР по всей видимости пока радужные, коль скоро Медведев дал добро на пилоты, — говорит Александр Корнилов. — Но нужно понимать, что прежде, чем НФР начнет играть заметную роль в налогообложении нефтянки, пройдет далеко не один год. Поживем — увидим. В долгосрочной перспективе НФР жизненно необходим отрасли".
Налог на финансовый результат меняет понятия налогооблагаемой базы в нефтяной промышленности. Выражаясь простым языком, налоги начисляются не на добытую нефть, а на накопленную прибыль месторождения. Вместе с тем ставка растет вместе с объемами добычи. Поскольку себестоимость нефти отличается в зависимости от месторождения, такой подход видится нефтяникам более справедливым.
Специалисты давно уже говорят, что именно НДПИ не дает компаниям вкладываться в разработку высокорискованных скважин. Возрастает риск не отбить расходы на разработку, если месторождение в итоге окажется не таким богатым. Существующая редакция законопроекта предлагает ставку НФР в 60%.
"В последнее время мы часто видим попытки государства тем или иным способом ускорить разработку трудноизвлекаемых запасов, поскольку традиционные месторождения истощаются и через какое-то время решение этого вопроса уже нельзя будет откладывать", — напоминает Сергей Пигарев.
Еще в 2012 году Россия отказывалась участвовать в сланцевой гонке. В частности, добычу газа таким методом "Газпром" намеревался отложить "лет на пятьдесят-семьдесят". "Наши традиционные резервы в 10 раз более эффективны, чем разработка резервов сланцевого газа, — заявил зампредседателя правления Александр Медведев в интервью The Wall Street Journal. — В России мы откладываем добычу сланцевого газа в долгий ящик и, может быть, лет через пятьдесят-семьдесят мы снова к этому вернемся".
Несколько дней назад ОПЕК опубликовал доклад, в котором прогнозирует снижение добычи нефти в России на 60 тыс. баррелей в сутки — до 10,51 млн баррелей. В качестве причин альянс нефтедобывающих стран называет санкции, низкие цены на нефть и отсутствие ввода новых крупных проектов.
С начала года ставки НДПИ начали расти в рамках так называемого налогового маневра: в течение 3 лет они поэтапно увеличатся в 1,7 раза. Одновременно по тому же принципу снижаются вывозные пошлины на нефть — также в 1,7 раза. Некоторые участники рынка опасаются, что, поскольку привлекательность экспорта повысится, на внутреннем рынке наметится дефицит.
Экспорт нефти из России в стоимостном выражении в январе 2015 года снизился за год на 42% — до $7,85 млрд. Физический объем экспорта еще недавно рос. Так, в январе он увеличился на 8,5%, или на 19,6 млн т против 18,1 млн т годом ранее. Большая часть пришлась на страны дальнего зарубежья. Стоимость поставок составила $7,53 млрд против $12,6 млрд в январе 2014 года. Доходы от поставок нефти в СНГ упали в 2,5 раза — до $323,9 млн против $830,2 млн годом ранее.