Как переложить свою работу на другого, чтобы она к вам не вернулась

Автор фото: Global Look Press

Вам ведь тоже не очень хочется работать, пока за окном бьются температурные рекорды? Ну и не работайте. А как же ваши дела? Пусть ими займутся другие. Сейчас мы  научим вас грамотно делегировать полномочия.

Дела, дела, дела. Понятно, чем же еще заниматься на работе? Хотя, если честно, вариантов масса. Но подождите, у вас же дела. Хм, что же делать, как же быть? Все просто, надо взять и все свои дела кому-нибудь передоверить. Только так, чтобы они потом не вернулись к вам бумерангом, крепко огрев вас по голове. Для этого нужно сделать все очень грамотно. Ну и раз вы начинаете действовать с умом, то начните и называть перекладывание работы по-умному — делегированием полномочий. Ну а теперь мы расскажем, как правильно делегировать.

Отключите режим «контрол-фрик»

Если вы из тех, кто очень любит бравировать фразой «хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам», то вам будет тяжеловато. Но вы все-таки сделайте над собой усилие и заставьте себя доверять другим. Вы со своими обязанностями худо-бедно справляетесь? Почему же вам кажется, что у других не получится? Вы же хотите обрести немного свободного времени? И если вам уж так неймется все контролировать, установите веб-камеру над столом того, кому придется за вас работать. Будете за ним наблюдать время от времени. И вам спокойно, и работа идет.
Это мы так, на всякий случай. Вдруг вы живете в каком-то своем мире, где по розовым лужайкам бегают счастливые единороги и все с радостью друг другу помогают. Возможно, что-то не так с грибами в вашем сэндвиче. Выбросьте его и скорее возвращайтесь в суровую реальность. А тут вместо единорогов мы с печальным рассказом о том, что тех, кто по доброй воле согласится за вас работать, не существует. Придется приказывать, умолять, подкупать… В общем, что-то нужно будет сделать, чтобы эти бездари начали делать вашу работу.

Выберите жертву

Делегировать полномочия можно в трех направлениях: вверх, вниз и вбок.
Проще всего, конечно, вниз, то есть тем, кто занимает более низкие места в карьерной иерархии (стажеры, ассистенты, все, кто подчиняется вам, и просто новички). Но и тут есть подвох. Все эти недоквалифицированные ребята могут неплохо накосячить в доверенном им деле, и вам придется все переделывать. Хотя можно их надрессировать, и после первых 20-30 попыток они начнут все делать нормально. А может, даже хорошо.
Следующий уровень сложности — передача своих дел тем, кто находится с вами на одной ступеньке карьерной лестницы. Им свои обязанности доверять не так страшно — они примерно такие же профессионалы, как вы. Но вы попробуйте их уговорить сделать что-то за вас. С наибольшей вероятностью они вас отправят по адресу примерно из трех букв (которые почему-то никак не складываются в название популярного штата на юго-западе Индии). Впрочем, всегда есть шанс надавить на жалость, прибегнуть к угрозам или подкупить их. Когда речь идет о том, чтобы разгрузить свой рабочий день, подойдут все варианты.
Доверить выполнение своих задач боссу – это, бесспорно, высший пилотаж. Но так можно делать только в случае, если ваш уровень убеждения людей – Бог. Ах да, если у вас есть знакомый гипнотизер, тоже можете попробовать. В противном случае ваши попытки отделаться от лишней работы будут выглядеть жалко, а вы обрастете славой непрофессионального лентяя. После пары неудачных попыток могут и уволить. А еще босс может накосячить в ваших делах почти так же безбожно, как стажер. Просто потому, что он давно сам привык делегировать полномочия. Так что этот вариант мы крайне не рекомендуем.
В какую бы сторону вы ни направляли свои дела, важно быть уверенным, что их хоть как-то выполнят, чтобы вам не пришлось в итоге делать все самому. Так что отъявленным врунам, прокрастинаторам и неумехам ничего не поручайте ни при каких обстоятельствах.

Начните вместе

А вот, кстати, отличный трюк. Все дело ведь в подаче. «Поработай-ка за меня» звучит гораздо хуже, чем «как насчет работы в команде?» Сделайте вид, что вам просто нужна помощь и свежий, незамыленный (нам почему-то очень нравится это слово) взгляд, а перекладывать все обязанности на плечи жертвы вы как бы и не собираетесь. Для убедительности начните действительно выполнять работу вместе. Так вы убедите того, кого запрягли, в своих добрых намерениях, а заодно оцените его способности. Вдруг он настолько криворук и мозготуг, что куда проще будет сделать все самому. Как только поймете, что доверенное лицо неплохо справляется, быстренько сваливайте, сославшись на что-нибудь крайне важное/срочное/непредвиденное.

Приготовьтесь обучать

Конечно, никуда не исчезает вероятность того, что единственный человек, которого вам удалось заставить или уговорить за вас поработать, полный профан в том, что вы собираетесь ему доверить. Приготовьтесь, что вам придется его всему обучить. Тут главное — сопоставить трудозатраты и потенциальную выгоду (мы, кстати, считаем, что их всегда нужно сопоставлять). Только не смотрите на это дело чересчур поверхностно: может, вы сейчас потратите много времени, зато потом сможете всю работу доверять специально обученному человеку. Если речь идет о вашем ассистенте, то игра точно стоит свеч. А вот со стажером лучше не мучиться — он через пару недель свалит писать диплом, а вам опять придется кого-то обучать и принуждать. И, конечно, не забывайте про терпение.

Оцените количество рук

На случай, если вы что-то не так поняли или не послушали нас и доели злосчастный сэндвич, рассказываем: рук у того, кому вы доверяете дела, две. Так же, как у вас. Так что, как бы ни был силен соблазн свалить абсолютно всю свою работу на другого, не поддавайтесь. Он не сможет выполнять десять заданий одновременно. В итоге работа останется несделанной, ассистента увезут с диагнозом «сильнейшее эмоциональное переутомление», а вы останетесь отвечать за все это перед боссом. А оно вам надо? Лучше распределите работу между несколькими людьми. Или, да-да, печальный вариант, но вас же уже отпустил сэндвич, так что вэлкам ту зэ риал ворлд: что-то все же придется сделать самому.

Не забывайте про спасибо

Кто-то сделал за вас всю работу и даже почти не накосячил? Обязательно его поблагодарите. Так вероятность того, что он снова согласится за вас поработать, существенно возрастет. А если вы еще разразитесь трогательной тирадой о том, как много это для вас значит, возможно, вы изобретете добровольно-рабовладельческий строй. Не забудьте пустить скупую слезу и крепко обнять этого альтруиста-трудоголика.
Что ж, теперь у вас должно появиться больше свободного времени — скорее придумывайте, чем бы таким интересным его занять. Будете читать больше наших статей? Подождите-ка… То есть мы должны будем писать больше статей? То есть… нам придется работать больше из-за того, что вы будете работать меньше?! Так, стоп! Срочно забудьте все, что прочитали! Сожгите этот текст и никому не показывайте. Лучше идите и погрязните в офисной рутине. На самом деле это даже весело, правда-правда.