Ретейлеры планируют преодолеть кризис за счет продажи франшиз

Автор фото: Reuters

Ретейлеры собираются преодолеть кризис на чужих плечах. Вкладывать свои средства в развитие они боятся, но хотят сохранить долю рынка и получить гарантированный доход. Поэтому делают ставку на продажу франшиз, стремясь переложить риски на партнеров.

Сразу несколько ретейлеров заявили "ДП" о том, что в этом году намерены активно развиваться за счет франчайзи.
Такие планы есть у торговца электроинструментами "220 Вольт", ювелирной сети "585", у продавцов одежды Sela и товаров для животных "Ле’Муррр", а также у сети пекарен "Балтийский хлеб". А международный бренд Mango, всегда развивавшийся по франшизе, теперь стал предлагать ее собственникам торгово–развлекательных комплексов.
Таким образом, ретейлеры хотят минимизировать свои риски и за счет франчайзи сохранить долю на рынке.
Антон Петров и Алексей Феликсов, развивающие ювелирные сети "585" и "Золотой", открывать собственные магазины в этом году не планируют, а будут наращивать сеть за счет франчайзи.
По словам генерального директора ювелирных сетей "585" и "Золотой" Алексея Феликсова, франшиза помогает сохранить темпы развития сети.
Существующие франчайзи сети "585" планируют открыть в этом году около 15 магазинов, кроме того, постоянно приходят заявки от потенциальных партнеров. "У нас получается открывать по несколько франчайзинговых магазинов в месяц", — уточняет Алексей Феликсов.
Вице–президент сети одежды Sela Эдуард Остроброд считает, что кризис — это удачное время для открытия франчайзинговых магазинов. В этом году Sela тоже делает ставку на франчайзинг.
"В кризис освобождаются интересные локации и можно договориться о подходящих условиях. Кроме того, руководители среднего уровня и выше, оставшиеся без работы, именно сейчас имеют возможность начать свое успешное дело, о чем всегда мечтали, а мы им в этом поможем", — говорит Эдуард Остроброд.
Сеть по продаже электроинструментов "220 Вольт" планирует в этом году открыть не менее 50 магазинов по франшизе. До октября прошлого года в компанию поступало порядка 60 заявок ежемесячно, а сейчас — около 40. Однако общая конверсия из анкет в реальный бизнес стала в 5–7 раз выше.
В компании отмечают, что за франшизой стали чаще обращаться представители целевых групп "220 Вольт": владельцы магазинов по продаже инструмента или хозтоваров в регионах, люди с четким желанием заниматься этим бизнесом, но стало меньше заявок от неопытных молодых людей, выпускников вузов, бывших военнослужащих, менеджеров среднего звена и других непрофессионалов.
Руководитель направления услуг для ретейлеров компании JLL Елена Задорожная отмечает, что в условиях нестабильного рынка, безусловно, держатели брендов стараются минимизировать риски, переложив их на партнера, по сути, они не хотят вливать собственные средства в развитие. "Другой вопрос: готовы ли франчайзи брать на себя эти риски, ведь рост закупочных цен и валютные колебания оказывают давление и на них, а маржа франчайзи де факто ниже", — говорит брокер.

Риски сторон

Для ретейлеров, которые в тучные годы активно сами завоевывали территории, занимая лучшие места, а сегодня заморозили планы развития, франшиза — это способ сохранить свою долю на рынке и повысить узнаваемость бренда.
Кроме того, для ретейлеров партнеры–франчайзи — это еще и гарантированный канал сбыта продукции, так как по условиям договора партнер обязан выкупать товар на определенную сумму в месяц. Особенно это актуально для ретейлеров, имеющих свое производство или являющихся дистрибьюторами международных брендов, как "220 Вольт".
Но минимизируя риски, ретейлеры рискуют репутацией своих брендов. Кроме того, деньги за поставленный в кредит товар могут и не вернуться. Один из ретейлеров рассказал, что с осени 2014 года доля таких невозвратов выросла с 2–3% до 10–12%. "Существующие партнеры не могут расплатиться. Но мы идем навстречу, реструктуризируем эти кредиты", — говорит ретейлер.
Франчайзи, в свою очередь, рискуют потерять бизнес, если собственник бренда снова решит активно развиваться за свой счет. Впрочем, брокеры говорят, что стратегия по вытеснению франчайзи из региона была популярна в середине 2000–х, сейчас это встречается крайне редко.
"Франчайзи должен понимать, что, несмотря на какие–то вводные данные, повседневные операционные и финансовые вопросы он будет решать самостоятельно", — отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко, подчеркивая, что франшиза — это не гарантия успешного бизнеса и не всякую франшизу стоит покупать.

Разрыв контрактов

Девелоперы говорят, что сегодня ретейлеры из разных сегментов все чаще разрывают предварительные договоренности об открытии магазинов в новых ТРК. У владельцев сетей не хватает средств для реализации ранее намеченных планов развития.
"Из–за роста банковских ставок появление магазинов по франшизе тоже вряд ли будет иметь массовый характер", — говорит старший консультант "Магазина Магазинов" Вячеслав Коркин.
Поэтому компании пытаются всеми способами подстегнуть интерес потенциальных франчайзи к своим брендам: замораживают стоимость франшизы, отгружают товар в кредит, у многих в пакете не значится роялти. А, например, Subway Russia Franchising Company, продающая франшизы на развитие сети быстрого обслуживания Subway в России, временно снизила стоимость франшизного сбора на 37,5% из–за девальвации рубля.
"По действующим контрактам в неоткрытых проектах ТРК арендаторы оставляют депозиты, но потом замораживают проекты — не выходят на строительно–монтажные работы, не инвестируют", — отмечает управляющий партнер FortGroup Максим Левченко. У FortGroup такая ситуация возникла в комплексе "Европолис", из которого ушел кинотеатр "Кронверк Синема".
Максим Левченко подчеркивает, что есть и другие примеры. "По нашим данным, испанский гигант Inditex (основной бренд Zara) заморозил инвестиции в России, он выходит из некоторых региональных проектов или замораживает в них свое участие", — говорит он.
Один из собственников крупного торгового комплекса в Петербурге рассказал "ДП", что известные бренды при согласовании коммерческих условий поселения в ТРК придерживаются трех стратегий.
Одни предлагают девелоперу комплекса самому развивать магазин по франшизе, вторые ищут инвестора (часто не имеющего опыта работы в сфере торговли) для развития точки по франшизе, третьи предлагают девелоперу за свой счет оформить магазин, а потом расплачиваются с ним с получаемого с точки оборота.
"Нам тоже предлагали открыть магазины по франшизе в нашем ТРК. Но мы на это не пошли", — сообщил собственник.
Еще один участник рынка, владеющий несколькими торгово–развлекательными комплексами, рассказал, что сегодня международный бренд Mango начал предлагать собственникам комплексов открывать самостоятельно магазины их бренда по франшизе, однако пока на это никто не пошел.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
В компанию после девальвации рубля стало больше обращений от потенциальных партнеров. Мы это связываем с тем, что у нас все производство одежды находится в России, соответственно, цены выросли всего на 20% по сравнению с одеждой международных марок. Кроме того, у нас известный уже на рынке бренд. В этом году мы планируем открывать как собственные, так и франчайзинговые магазины. В 2014 году открыли 14 магазинов, заменили франчайзи в пяти городах, а в 2015–м рассчитываем прирасти 15 франчайзинговыми салонами.
Ольга Суханова
В последнее время стало больше обращений к нам по покупке франшизы. Это подтолкнуло нас обновить свой пакет: пересмотреть условия по паушальному взносу и роялти. Сейчас ведем ряд переговоров по открытию франчайзинговых точек в Петербурге. Я связываю растущий интерес с тем, что освобождаются помещения, у бизнесменов появляется возможность попробовать себя. Наша компания пока не сформировала конкретных планов по открытиям на этот год. Мы решили подождать, когда на рынке появится определенность: сформируется спрос.
Раиса Гунич
генеральный директор ГК "Балтийский хлеб"