Онлайн-аукцион Carprice выходит на петербургский рынок подержанных машин

На рынок высококонкурентный петербургский рынок объемом до 100 млрд рублей в год выходит сервис по оценке подержанных машин Carprice, предназначенный для компаний по перепродаже автомобилей. В проект уже вложено $2 млн, совладельцы планируют привлечь ещё 1,5 млн. В Петербурге компания откроет 5точек по диагностике машин.

Сооснователь стартапа Эдуард Гуринович рассказывает, что выделить объем вложений именно в выход на Петербургский рынок сложно - само открытие филиалов обходится сравнительно недорого, а разработка и маркетинг могут проект уже вложено 2 млн долларов инвестиций на условиях продажи доли бизнеса, и совладельцы планируют привлечь ещё 1,5 млн.
В конце марта в Петербурге заработает флагманская точка компании, по плану в городе откроется ещё 4-5 стендов по диагностике автомобилей. Большая часть точек «партнерские», затраты в их открытие – менее 500 тысяч рублей. Точки открывают, арендуя часть площади (25-30 м2) у автомоек и других автобизнесов, где размещают стойки с 2-3 оценщиками. В месяц через точку проходит более 100 машин – потенциальных клиентов моек и шиномонтажей, и поэтому владельцы площадей часто делают большие скидки по аренде для компании. После Петербурга и Москвы компания планирует выйти на рынок Казани.
При этом в планах петербургских чиновников - постепенно избавляться как от стихийных, так и от легальных авторынков. Часть рынка, работавшего на Портовой улице уже снесена Центром повышения эффективности использования госимущества. А часть территории второго крупного рынка на проспекте Энергетиков, как уже писал "ДП", также может пойти под снос. Участники рынка отмечают, что аудитория городских авторынков инертна и сразу не перейдет в интернет - люди скорее начнут развешивать объявления о продаже на столбах, но в долгосрочной перспективе обращение рынка к сетевым ресурсам вполне возможно.
ООО «Селаникар», работающее под брендом Carprice  - это онлайн-аукцион подержанных автомобилей, посредник между физлицами и официальными дилерами. Компания сотрудничает с 850 участниками рынка подержанных авто, и когда клиент приезжает в диагностический центр Carprice, его машину оценивают, отправляют описание дилерам и те начинают торговаться за автомобиль. Клиенту предлагается наибольшая ставка. При этом компания получает от покупателя около 5% стоимости сделки, комиссия варьируется в зависимости от цены машины. В штате компании 76 человек, около 40 из них – оценщики на точках продаж, остальные – разработчики, бухгалтерия, руководство.
Инвесторы проекта - KIMO Ventures, V Ventures, Almaz Capital, Fastline и др. Основные затраты при старте – покупка машин, зарплатный фонд и маркетинг. «25% машин мы выкупаем сами, – поясняет гендиректор компании. - Например, если машина по нашей оценке стоит миллион, а дилеры готовы дать 900 тысяч. После покупки она выставляется уже на длительный аукцион». Окупить вложения компания планирует к 2017 году. Оценивать рентабельность, по словам предпринимателя, рано, но в Германии маржа этого бизнеса – около 7% от оборота. «Очень низкую маржинальность компенсирует огромный оборот, поэтому этот рынок такой сложный для входа", - говорит Эдуард Гуринович.
Сейчас 2 основных способа продажи машин для физлиц – «доски объявлений», и продажа дилеру. Плюсы досок объявлений – более высокая цена, работы с дилером - безопасность и скорость. На досках объявлений, рассказывают эксперты, продажа до кризиса в среднем занимала два месяца, сейчас месяц-полтора. "Мы, конечно, не можем предложить самую высокую цену из возможных, потому что наши покупатели  перепродают машины с наценкой, а не покупают их для себя, - признается Эдуард Гуринович. - Но благодаря аукционной системе цена становится выше, чем при продаже машины скупщику".
Один из лидеров рынка онлайн-продажи подержанных машин в России - портал Auto.ru, который в прошлом году был продан "Яндексу" за $175 млн. Также среди лидеров рынка - Drom.ru, раздел "Авто" Mail.ru и другие. На рынке оффлайн-перепродажи машин работают как самостоятельные фирмы, так и компании-подразделения официальных дилеров. Среди лидеров рынка - BlueFish, "Автополе", Pride Motors и другие. При этом многие дилеры открывают и расширяют направление продаж автомобилей с пробегом, и участники рынка считают, что доля подержанных машин вырастет за время кризиса до 50% в общем объеме продаж дилеров.
Генеральный директор компании «Аларм–Моторс» Роман Слуцкий считает, что в России компании с такой бизнес-моделью никогда не станут серьезной угрозой для лидеров рынка. "Попыток создать аукцион на авторынке было много, но для меня эти проекты пока как "ё-мобиль", - рассуждает он. - В США есть успешные бизнесы, работающие по такому принципу. У нас, думаю, их доля рынка не останется на нуле и вырастет до какого-то показателя, но он всегда будет небольшим".
При этом эксперты отмечают, что рынок подержанных автомобилей, хотя его оценки расходятся, быстро растет, и из-за кризиса будет расти ещё не меньше года. Объем рынка перепродажи машин в Петербурге, по данным "Автостата", за 11 месяцев 2013 года - 164,4 тысяч штук, в 2014 году  - уже 189,1 тысяч штук.