Зеленые письма в Гостиный Двор

Автор фото: Ваганов Антон
Вид на Гостиный двор с Думской башни.

"ДП" проанализировал корпоративную войну между Fort Group и банком "Викинг" за контроль над универмагом "Гостиный Двор" на Невском проспекте. На стороне Fort сражаются штатные юристы, а на стороне "Викинга" — фирма Pen&Paper.

Офшор F5 Operu Limited, входящий в девелоперский холдинг Fort Group, стал миноритарным акционером ОАО "Большой Гостиный Двор" в сентябре 2013 года, купив 10,4% акций у фонда Prosperity Capital Management. Уже тогжа эксперты предрекали, что Fort, уже прославившийся на рынке как агрессивный и очень богатый игрок (скупивший до этого большую часть спорных и проблемных объектов коммерческой недвижимости в городе), попытается получить контроль над знаковым петербургским универмагом, который с начала 1990–х годов контролировался структурами владельца банка "Викинг" Алексея Устаева (25%) и Константина Мирилашвили (33%), а также 7,5 тыс. акционеров–физлиц (31,6%).

Бросок перчатки

С первых же дней Fort дал понять, что и впрямь не намерен останавливаться на 10% акций "Гостинки": новый акционер предложил инвестировать в реконструкцию здания $500 млн, что позволило бы увеличить полезную площадь в 20 раз. Но с условием, что ОАО выпустит допэмиссию акций, которые взамен вложений передаст в собственность инвестора, увеличив его пакет до контрольного.
Мажоритарии Гостиного Двора отказались от этого инвестиционного предложения, предпочтя сохранить контроль над объектом. Более того, они сразу блокировали попытки нового акционера получить доступ к управлению компанией и провести своих представителей в совет директоров. Тогда же совет директоров принял альтернативный проект реконструкции одного из корпусов Гостиного Двора под Академию музыки Елены Образцовой. Это стало началом громкого корпоративного конфликта, который тянется до сих пор.

Выбор стратегии

По мнению экспертов корпоративных войн, пакет в 10,4% акций дает весьма ограниченный арсенал средств для борьбы с мажоритарием. "При таком раскладе, если не применять кривых рейдерских схем, которые уже давно и не работают, миноритарию остается лишь грин-мейл — тактика изматывания оппонента постоянными судебными исками по любому поводу", — говорит гендиректор ООО "РосРазвитие–СПб" Игорь Елисеев.
Именно такую тактику, похоже, и избрал Fort. С февраля 2014 года миноритарный акционер подал более 20 исков в арбитражный суд к ОАО "Большой Гостиный Двор" и не намерен на этом останавливаться.
"По результатам 2013 года Большой Гостиный Двор показал прибыль в размере чуть более 120 млн рублей, весь доход пришел от сдачи в аренду торговых площадей размером 76 тыс. м2, — объясняет свою правовую позицию управляющий партнер Fort Group Максим Левченко. — В среднем это 1,5 тыс. рублей на 1 м2 в год. В аналогичном по значимости и локации "Пассаже" ставки на аренду начинаются от 17–18 тыс. рублей".
По словам Максима Левченко, перед юристами Fort поставил несколько задач: во–первых, обжаловать все известные сделки по аренде, начислению премий и решения совета директоров. Во–вторых, через суд получить всю информацию об уже совершенных сделках аренды за последние 3 года, чтобы впоследствии иметь возможность обжаловать и их.
На первом этапе войны Fort стал оспаривать договоры аренды с банком "Викинг", ночным клубом "Эстрада", адвокатской консультацией № 28 и ООО "Юридическая группа 12", заведениями общепита "Еврокофе", "Бэст–фуд" и "Еврофуд", фотоателье "Еврофото", школой английского языка "Бэст тич", а также ООО "Сигма", аффилированным с ЗАО "Гостиный Двор". Все эти фирмы тесно связаны с мажоритариями Большого Гостиного Двора и арендуют помещения по заниженным ставкам, утверждает Максим Левченко. Также акционер предпринял попытки оспорить зарплаты и премии топ–менеджерам "Гостинки". Кроме того, F5 попытался взыскать с гендиректора БГД Елены Коршуновой 872 млн рублей недополученной прибыли.

Оценка стратегии

По мнению экспертов, ключевым иском на первом этапе войны являлся именно иск об обязании компании предоставить информацию обо всех сделках за 3 года. В случае удовлетворения этот иск давал бы миноритарию возможность подавать уже не десятки, а сотни исков.
"Трехлетний период добычи документов связан с исковой давностью по оспариванию сделок, — объясняет зампредправления УК "Арсагера" (специализируется на управлении миноритарными пакетами акций) Евгений Чистилин. — Не важно, что акционер приобрел акции в 2013 году, данные иски заявляются в интересах самого общества, а не его акционера. Доказыванию подлежат убытки общества. Сложность подобных исков заключается в том, что суды в исках отказывают, если голосование акционера не могло повлиять на итоги голосования. Также можно пытаться взыскивать убытки с совета директоров и с генерального директора".
Нужды в этом иске не возникло бы, если бы Fort удалось провести своего представителя в совет директоров: тот бы имел доступ ко всей необходимой ему информации. Но попасть в совет миноритарию не удалось, и сейчас он пытается добиться этого через суд.
"Это закономерный ход для акционера, когда общество не раскрывает информацию о себе,— рассуждает Евгений Чистилин. — Проблема в том, что шансы попасть в совет директоров через суд минимальны".

Оборона

Для защиты своих интересов на наиболее уязвимых участках "боевых действий" мажоритарии "Гостинки" привлекли юристов–корпоративщиков из компании Pen&Paper. Это фирма, основанная в 2009 году выходцами из антирейдерской фирмы "Зеленый коридор" Константином Добрыниным (ныне сенатором от Архангельской области) и Валерием Зинченко, которые получили боевое крещение еще будучи юристами группы "Илим" в корпоративной войне против "Базового Элемента" Олега Дерипаски в начале 2000–х годов.
"Очевидно, что самоцель исков — сама их подача, нервирование, — рассуждает руководитель корпоративной практики Pen&Paper Станислав Данилов. — У Fort Group большой финансовый ресурс, это крупный игрок на рынке. Видимо, на иски денег не жалко, ведь теоретически каждый такой процесс может затянуться надолго. Но наши доверители не поддаются на провокации, да и судебная статистика однозначно в их пользу".
Действительно, суд раз за разом принимает сторону Большого Гостиного Двора.
В том числе и иск о предоставлении информации о сделках недавно отклонен уже в кассации, и теперь конфликт выходит уже на уровень Верховного суда РФ. Менее важные иски — по конкретным договорам — успешно отбивали и штатные юристы БГД и арендаторов.

Терпение и ресурсы

"Подобного рода корпоративная борьба может приносить результат, даже несмотря на формальный проигрыш в суде, — отмечает Евгений Чистилин. — И дело не в гринмейле. Трудно назвать гринмейлером (то есть лицом, злоупотребляющим своими корпоративными правами) акционера, владеющего 10% акций".
Действительно, говорят эксперты, главная проблема мажоритариев в том, что, в отличие от 7,5 тыс. акционеров–физлиц, пакет Fort — весьма крупный миноритарный пакет, который, например, способен блокировать принудительный выкуп акций. Что не дает старым владельцам "Гостинки" просто выдавить неугодного акционера внутрикорпоративными средствами. Есть у него и некоторые шансы на оспаривание сделок: особенно если ему удастся доказать их заведомо невыгодный характер для общества. "Хотя это непросто, так как суд почти всегда списывает невыгодную сделку на предпринимательский риск", — говорит Евгений Чистилин.
В самом Fort также оптимистично смотрят на ситуацию. "Получение положительных решений на все наши многочисленные иски — это не самоцель, и результаты принципиально ни на что не влияют, — говорит Максим Левченко. — Даже при отрицательных решениях суда мы получаем определенный результат, а именно привлекаем внимание и общественности, и руководства компании к тем аспектам ее деятельности, которые мы считаем спорными. Руководство компании понимает, что мы как акционеры наблюдаем за их работой и стремимся к тому, чтобы сделать ее деятельность более прозрачной, а результаты работы — более эффективными".
Тем не менее в последнее время Fort уже не ограничивается обращениями в суд: недавно он успешно пожаловался в службу Центробанка по защите прав миноритарных акционеров, которая оштрафовала Большой Гостиный Двор на 700 тыс. рублей.