Основатель "Юнимилка" Андрей Бесхмельницкий купил литовский холдинг Premia Foods за 27,1 млн евро

Автор фото: Асмолов Евгений

Основатель "Юнимилка" Андрей Бесхмельницкий купил литовский холдинг Premia Foods за 27,1 млн евро. В сделку вошли три предприятия, расположенных в странах Балтии, а также петербургский Хладокомбинат № 1, который последние годы был убыточным.

Компания основателя "Юнимилка" Андрея Бесхмельницкого Food Union завершила сделку по приобретению у международного инвестиционного фонда Amber Trust 100% акций холдинга Premia Foods. Об этом "ДП" рассказали в компании Dentons, сопровождавшей российскую часть сделки. Food Union приобрела три предприятия, расположенных в странах Балтии, и одно в Петербурге — ООО "Хладокомбинат № 1". Сумма сделки превысила 27,1 млн евро.

В разгар санкций

Соглашение о покупке бизнеса мороженого и замороженной продукции Premia Foods Андрей Бесхмельницкий подписал в октябре 2014 года. В ЕГРЮЛ право собственности на 100% ООО "Хладокомбинат № 1" перешло к его офшору Shiner Macost Ltd 25 ноября 2014 года. Но, как уточнили в Dentons, окончательно сделка была завершена лишь зимой. Осенью Андрей Бесхмельницкий заявил, что цель сделки — существенно расширить деятельность в Прибалтике и России и объединить ведущие региональные бренды мороженого под группой компаний Food Union.
По итогам сделки Food Union получил в собственность 100% акций литовской AB Premia KPC, которая, в свою очередь, владеет эстонским заводом Premia Tallinna Kulmhoone AS и латышским предприятием AS Premia FFL. Также Premia Foods продала и петербургский актив — ООО "Хладокомбинат № 1" (производитель мороженого). "Заключив данную сделку, Food Union станет ведущим предприятием по производству мороженого в Балтийском регионе", — говорил в октябре Андрей Бесхмельницкий. Ранее, в 2011 году, основатель "Юнимилка" приобрел два крупнейших молокоперерабатывающих предприятия Латвии — АО Rigas piena kombinats и АО Valmieras Piens — и объединил их в группу Food Union.
Теперь к этой группе присоединилась Premia Foods. Консолидированная выручка всех предприятий группы Premia KPC за 2013 год составила 48 млн евро, чистая прибыль — 3 млн евро.

Эстонское управление

Хладокомбинат № 1 был основан в 1913 году на Черниговской ул., 15, и всегда являлся заметным игроком на петербургском рынке. Один из популярных брендов предприятия — "Сахарная трубочка", за право обладать им хладокомбинат несколько лет судился с карельским ЗАО "Холод Славмо". Карельское предприятие пыталось монополизировать выпуск популярных рожков, но проиграло суд. Также Хладокомбинат № 1 владеет брендами "Балтийское", "Съешь меня!", "Айс–Фория", "Коровка Мила".
В 2008 году Хладокомбинат № 1 вошел в состав Premia Food международного инвестиционного фонда Amber Trust. Тогда предприятие занимало 22% рынка мороженого в Петербурге. Но в последние годы комбинат стремительно сдавал позиции. Так, в 2009 году чистый убыток предприятия был 10 млн рублей, а по итогам 2013 года — 64,9 млн рублей. Доля на петербургском рынке сегодня ниже 9%.
"По субъективным ощущениям, Хладокомбинат № 1 в последнее время утрачивает свои рыночные позиции в массовом сегменте. В сетях их продукция представлена, но ее доля на полках снижается", — говорит Татьяна Кузнецова, руководитель отдела маркетинга компании "Петрохолод". По ее мнению, если смена собственника и изменит что–то к лучшему, то не в этом году, это должна быть долгосрочная стратегия. В целом компании не хватает прямого управления, все решения принимались удаленно, добавляет она.

Мороженое — это роскошь

Российский рынок мороженого более чем на 97% заполнен продукцией отечественного производства. Лидирует на петербургском рынке мороженого "Петрохолод" с долей 27%, второе место занимает англо–голландский концерн Unilever (13%), на третьем месте — "Талосто" (11%). По данным Nielsen, в 2014 году потребление мороженого в России выросло по сравнению с 2013 годом на 8,5% в натуральном выражении. Причем в Петербурге продажи мороженого в натуральном выражении остались на уровне 2013 года. В денежном выражении в 2014 году рынок мороженого в Петербурге вырос на 11% по сравнению с прошлым годом.
В этом году темпы роста существенно замедлятся, ожидают участники рынка. "К сожалению, мороженое не относится к продуктам первой необходимости, это скорее роскошь, лакомство, и на нем покупатели стали экономить. Потребительский спрос сместился в категорию более дешевого мороженого", — говорит Татьяна Кузнецова. В компании Unilever отмечают, что ожидания потребителя постоянно растут, поэтому компании стараются расширять ассортимент.
Рынок мороженого отличается высокой конкурентностью. Во всех ценовых сегментах постоянно появляются новые игроки. Особенно активно стали проявлять себя региональные производители, которые захватывают все большую часть аудитории. В индустрии мороженого все еще преобладает традиционная розница, однако активно развиваются и современные каналы сбыта, а также растет объем поставок мороженого в отели, рестораны, кафе. Потребление мороженого в России составляет приблизительно 4 кг на человека в год. Для сравнения, в США — около 10 кг мороженого. Сегодня рынок мороженого находится в сложной экономической ситуации, и общий объем потребления снижается.
Ольга Прокина
представитель концерна Unilever (ТМ мороженого Magnat, Эkzo)