«Имеретинский» ждет гостей. В бывшей Олимпийской деревне в Сочи все готово к летнему сезону

В феврале 2014 года в Имеретинской долине и на Красной поляне в Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры, на которые съехались 1,4 млн человек. За прошедший год в стране многое изменилось: интерес России к мега-проектам снизился, ВВП и рубль упали, и только поток туристов в Сочи растет. После Олимпиады здесь отдохнули 4,5 млн россиян. По данным администрации города-курорта, на летний сезон-2015 в Сочи уже забронировано 60% гостиничного фонда. С чем связан интерес россиян к всесоюзной здравнице – подорожавшим отдыхом за рубежом, или после Олимпиады Сочи действительно стал реальной альтернативой курортам Турции, Египта и юга Европы?

Центр Сочи, Морской вокзал, парк «Кооперативный» — излюбленное место для прогулок сочинцев и гостей города. Как символ того, во что выросло кооперативное движение в России, напротив парка расположились бутики Bosco. Перед входами в магазины стоят велосипеды, которые можно взять напрокат. Решаюсь зайти в один из бутиков, чтобы узнать условия аренды велосипеда, и неожиданно попадаю в непривычную для таких магазинов атмосферу — шум, гам, суета. Понимаю, что столкнулся с группой китайцев, которая совершает набег на бутики. «Рубль подешевел, а цены пока остались прежние — очень выгодно», — на вполне сносном русском поясняет мне китаянка, деловито разглядывая платки Etro. Узнаю у счастливых продавцов, что шопинг-группа — это делегация китайских туроператоров, приехавших в Сочи изучать возможности местного туристического рынка. Планы у китайцев, как обычно, масштабные: если летом удастся запустить прямой авиарейс Пекин — Сочи, китайские турфирмы уже в первый сезон готовы привезти на Черное море сотни тысяч туристов.
Спрашиваю у русского мужчины, судя по всему, чиновника, который сопровождает группу: «При таком количестве китайских туристов хватит ли россиянам места под солнцем?»
Собеседник лаконичен: хватит, правда, только тем, кто поторопится — по последним данным, на предстоящее лето 60% гостиничного фонда Сочи забронировано.
Интересуюсь у китайцев, что уже посмотрели в Сочи, где побывали? Девушка с трудом начинает произносить непривычные названия:
— СПА-отель "Родина", Мацеста, Красная Поляна…
— А где живете сами?
— В «Имеретинском»…
— Что такое… «Имеретинский»?  
Китайцы с недоверием смотрят на русского, который не знает, что такое «Имеретинский», и начинают наперебой объяснять: это отель, это жилые кварталы! Кто-то добавляет: «Имеретинский» — это курортный район. Его тут же перебивают: да нет же, «Имеретинский» — это Олимпийская деревня!
Понимая, что окончательно запутался, решаю самостоятельно узнать, что же это за многоликий «Имеретинский».  
Справка:
Курортный район «Имеретинский» — наследник Олимпийской деревни, построенной под контролем Международного олимпийского комитета (МОК) специально к зимней Олимпиаде в Сочи. Сейчас «Имеретинский» — это первый в России всесезонный курортный район премиум-класса. На площади в 75 га расположены 58 корпусов комфортабельных апартаментов. Внутреннюю территорию с ландшафтным дизайном, бассейнами, детскими и спортивными площадками формируют четыре квартала: «Морской», «Парковый», «Заповедный» и «Прибрежный». Неподалеку от жилых кварталов расположен отель «Имеретинский» 4* со своими бассейнами, фитнес-зоной и SPA, а на берегу, напротив отеля, разместилась яхтенная марина «Имеретинского». Курортный район расположен в заповедной зоне, по соседству с дендрологическим и орнитологическим парками, но строителям удалось сохранить экологию уникального места, за что «Имеретинский» уже дважды удостаивался гран-при конкурса Green Awards.
Еду в «Имеретинский», чтобы лично увидеть прямого наследника зимних Игр — 2014, который вырос на базе Олимпийской деревни. Из центра Сочи до остановки «Олимпийская деревня» добираюсь за 25 минут — новые развязки избавили город от почти столичных пробок.
Осматриваюсь на местности, сверяюсь с картой на сайте Имеретинского — справа отель и комплекс отельных апартаментов, слева жилые корпуса кварталов «Морской», «Парковый» и «Заповедный». Подхожу ближе — Триумфальная улица, на которой выстроилась часть корпусов «Имеретинского», в перспективе упирается в остов стадиона Фишт, который реконструируют к чемпионату мира по футболу 2018 года. Со стороны стадионов Олимпийского парка, где гудели трибуны, а теперь расположилась трасса «Формулы-1», приглушенно доносятся звуки  моторов — спустя год спортивный дух не покинул эти места, а лишь сменил тональность.
Решаю пройтись по улочкам «Имеретинского», но выясняется, что территория охраняется и вглубь кварталов можно попасть только с чип-картой резидента или гостя курортного района. В моем случае ключом стало редакционное удостоверение. Пара звонков — и Ольга Кузьмина, улыбчивая девушка, руководитель консьерж-службы «Имеретинского», ведет меня по территории «Морского» квартала. Море, действительно, вот оно — рядом, но я увлечен рассказом Ольги об апартаментах:
— Здесь жила сборная Китая, здесь чехи, а вот в этих корпусах располагались российские олимпийцы. Посмотрите, мы даже не стали снимать с корпусов плакаты и баннеры с олимпийской символикой — жильцы попросили оставить на память об Играх и наших спортсменах, — говорит она.
— А где, к примеру, жила наша юная звезда Юлия Липницкая? — интересуюсь я.
Ольга смеется: — Мы, конечно, знаем, но вообще это закрытые данные. Расселением спортсменов занимался МОК, и по соображениям безопасности информация не только о том, где будет жить тот или иной спортсмен, но и о размещении целых сборных была секретной. Такие же жесткие требования МОК предъявлял и к самим объектам Олимпийской деревни, корпуса и апартаменты по качеству жилья соответствуют европейскому классу А, — продолжает Ольга. — Думаете, случайно на террасах наших корпусов, которые выходят на трассу «Формулы-1», были организованы VIP-ложи, с которых гости следили за российским этапом гонки?
— А кто из VIP жил у вас во время «Формулы-1»?
— No comment, — снова улыбается моя провожатая.  
Заходим в апартаменты — просторный двухкомнатный номер с окнами во всю стену и полной обстановкой: бытовой техникой, мебелью и текстилем. Включаю телевизор — на детском канале мама дяди Федора собирается на курорт. Спрашиваю, можно ли купить именно эти апартаменты или это демонстрационный номер?
— Конечно, можно, — отвечает Ольга. — Если поступит заявка, в течение суток мы будем готовы принять нового владельца. Апартаменты продаются с чистовой отделкой или полностью укомплектованные «под ключ», все зависит от желания клиентов.
Интересуюсь: и как идут продажи в наше непростое время?
— С начала года количество сделок по апартаментам выросло в четыре раза, в феврале с трудом справлялись с обработкой всех заявок, — поясняет представитель «Имеретинского».
Вспоминаю, что в одном из интервью управляющий директор курортного района «Имеретинский» Андрей Елинсон рассказывал о клиентах курортного района, которые продали свои дома и квартиры в европейских странах и приобрели недвижимость в «Имеретинском», потому что при сопоставимом сервисе «здесь проще, удобнее, комфортнее, и к тому же не нужны визы и загранпаспорта». Признаться, когда я прочитал это высказывание, мне не до конца было понятно, чем руководствовались резиденты «Имеретинского», которые меняли заграничную недвижимость на Сочи. Но теперь, стоя на террасе апартаментов, оглядывая  море и все эти дворики с газонами, дорожками, пальмами и бассейнами, я несколько иначе стал оценивать логику и экономику такого решения и, кажется, начинаю понимать соотечественников.  
Прощаюсь с Ольгой и по дороге к морю решаю зайти в отель «Имеретинский», узнать как у них дела с туристами, какие прогнозы на лето. Но захожу в лобби и понимаю, что праздными разговорами только буду отвлекать сотрудников: на ресепшене оформляются заселение и выезд, девушки за стойками консультируют гостей по организации экскурсий, записывают клиентов на фитнес и в SPA, формируют детские развлекательные группы. Я чужой на этом празднике жизни — завтра возвращаться в Петербург.
Выхожу из отеля, у входа стоит фирменный автобус «Имеретинского», из которого высыпают типичные «усталые, но довольные» люди в горнолыжных комбинезонах. Знакомлюсь с одним из лыжников. Михаил из Екатеринбурга рассказывает, что приехал кататься на Красную поляну, но жить предпочитает в тепле, у моря, в «Имеретинском». С дорогой в горы проблем нет — отельный автобус увозит гостей на Красную поляну и привозит обратно.
— А лыжи-то где? — интересуюсь я.
Михаил удивляется: — Отстал ты, говорит, от жизни! Кончилось то время, когда все приходилось таскать с собой. Все беру в прокат тут же, в «Имеретинском». В отеле есть и специальная сушилка для горнолыжной одежды, вот сейчас пойду, сдам комбинезон — завтра с утра опять в горы, — рассказывает гость.
— А как сам отель? Вам, екатеринбуржцам, есть с чем сравнивать.
— Отлично! Четыре звезды — не египетские, настоящие, российские!
Отель — это, конечно, хорошо, но я на одну ночь предпочел бюджетный вариант — номер в комплексе апартаментов «Имеретинского». Чуть меньше сервиса, но больше автономности за счет собственной кухни, и очень приятная цена за проживание. Захожу в номер, после насыщенного дня плюхаюсь в кресло, отмечаю, что апартаменты обставлены не хуже, чем любой приличный гостиничный номер. На холодильнике замечаю «спецпредложение» от отеля —  бутылочку таманского вина, которое, кажется, как и сам «Имеретинский», тоже стало современным символом курортов Краснодарского края. Откупориваю, выхожу на балкон, смотрю на море и яхтенную марину. Зажмуриваю глаза, как мама дяди Федора в шезлонге на курорте. В голове крутится ее крылатая фраза с поправкой на действительность:
— И если бы у меня была вторая жизнь, я бы провел ее здесь, в «Имеретинском»…
Дмитрий Максимов, Санкт-Петербург — Сочи, март 2015