В Новом музее проходит выставка, посвященная 40-летию Газаневского движения

Автор фото: google.com/maps

Выставка к 40-летию Газаневского движения открылась в Новом музее. Проект родился из воспоминаний о времени, когда его участники и организаторы были молоды, непримиримы и не сомневались, что будущее зависит прежде всего от них

В Новом музее открылась выставка к 40–летию Газаневского движения. Этот проект родился из воспоминаний о времени, когда его участники и организаторы были молоды, непримиримы и не сомневались, что будущее зависит прежде всего от них. Выставки неофициальных художников в ДК им. Газа и "Невский" в 1974–1975 гг. стали событиями не только для ленинградской арт–сцены. Они поддержали протестные акции московских нонконформистов и заявили о существовании независимого художественного сообщества. После перестройки об андеграунде сложили легенды. В музеях современного искусства то, что было полузапретно в советское время, стали выставлять как классику. Последние лет десять пишется много исторических работ о параллельной культуре Ленинграда и Москвы. Иногда даже кажется, что нонконформизму после распада СССР уделяли слишком много внимания. В конце концов, в том же Союзе художников как среди "левых", так и среди более традиционных живописцев и вполне себе консерваторов было достаточно фигур, без которых невозможно представить историю русского искусства.
Не так давно стало постепенно складываться представление о том, что все художественные сообщества советской эпохи одинаково интересны и важны вне зависимости от того, были они поглощены соцреализмом или не ставили большой стиль ни во что. Выставка в Новом музее не пытается мифологизировать или героизировать 1970–е либо втянуть нас в старые споры о парадоксах социализма. У ее устроителей не было намерения реконструировать экспозиции в ДК им. Газа и "Невском". В Новом музее есть и картины, показанные в 1974–1975–м, и работы периода становления андеграунда, и произведения газаневских художников, созданные еще в 1960–е, а также совсем недавние холсты одного из лидеров ленинградских нонконформистов Юрия Петроченкова. Мы окунаемся в атмосферу арт–подполья, и живопись, которая была тогда в Ленинграде разнообразна и изобретательна, предстает сегодня на удивление актуальным искусством. История нонконформизма, к счастью, продолжается. И 40 лет спустя публике по–прежнему интересны художники, жившие на свой лад. На выставку приходят в том числе те, кто отстоял длинные очереди в ДК им. Газа и "Невском" в 1970–х. Опыт свободы, приведший нонконформистов к победе, заразителен.