Почему российские и иностранные компании отказываются строить заводы в Петербурге

Автор фото: Коньков Сергей

Российские и иностранные инвесторы отказываются от планов строить в Петербурге и Ленобласти заводы. Общая стоимость семи отмененных проектов уже превысила 30 млрд рублей. Длительность заморозки проектов пока спрогнозировать невозможно.

В Петербурге и Ленобласти уже заморожено семь проектов по строительству промышленных предприятий с совокупным объемом инвестиций как минимум 30 млрд рублей. Причем пять из этих проектов иностранные, и только два заявлены российскими инвесторами.

Кто уходит

С июля 2014 года от своих планов по строительству заводов отказался Fazer — финский инвестор решил не строить хлебозавод в Уткиной Заводи за 100 млн евро. Итальянская Grupo Antolin не будет возводить завод компонентов для внутренней отделки салона автомобиля за $30 млн. А Всеволожский ДСК, связанный с экс–вице–губернатором Ленобласти Николаем Пасядой, не построит завод железобетонных изделий стоимостью 3 млрд рублей.
Одни, как Fazer, пересмотрели свои планы по развитию в России еще летом, сразу после обострения обстановки в стране из–за украинского конфликта.
Некоторые компании до последнего момента надеялись, что им удастся вписаться в сложившуюся экономическую ситуацию.
Так, "Юнипрес рус" ("дочка" японского производителя автокомпонентов Unipres Corporation) в сентябре 2014 года уже приступил к строительству завода по выпуску силовых конструкций кузова для автомобилей Nissan. Открытие намечалось на конец 2015–го. "Юнипрес" стал первым резидентом будущего индустриального парка, который намерен создать в Каменке Nissan (по его замыслу, в парке разместятся 50 производителей комплектующих).
Однако 2 недели назад Nissan сообщил, что из–за изменения экономической ситуации проект "Юнипрес" стал нерентабельным.
По тем же причинам сорвалось подписание концессионного соглашения с греческим консорциумом Helektor — Aktor о строительстве мусороперерабатывающего завода в Левашово с объемом инвестиций 300 млн евро.
Консорциум еще в 2011 году выиграл конкурс Смольного на строительство завода. В 2013 году победитель предупредил, что самостоятельно не справится с проектом. На помощь грекам пришел ВТБ, который в мае 2014–го объявил о приобретении 51% в ООО "Левашово. Мусоропереработка. Проект".
В сентябре 2014 года в Смольном еще надеялись, что сделка будет закрыта со дня на день. Но в конце января вице–губернатор Игорь Албин заявил: "Из–за нестабильности на валютно–финансовом рынке просчитать финансовую модель предприятия невозможно".
Проект заморожен. Проблема в том, что оборудование и технологии для создания этого производства иностранные.
"После прошлогодних валютных скачков старый бизнес–план завода в Левашово можно отправить в корзину", — поясняет гендиректор "Механобр–Техники" Леонид Вайсберг. Срок окупаемости проекта вырос с 10 лет до 25.

Прогноз без оттепели

Длительность заморозки проектов зависит от срока стабилизации кредитных ставок и от уровня инфляции, говорят в компании STEP. Спрогнозировать эти факторы невозможно, поэтому неясно, когда возобновятся остановленные проекты и не передумают ли инвесторы вкладываться в них. Возможно, к этому моменту ситуация на рынке изменится и строить эти заводы в Петербурге будет нецелесообразно. Например, местный автомобильный кластер испытывает сильную конкуренцию со стороны регионов, с более привлекательными инвестиционными условиями — более дешевой землей и рабочей силой, без проблем с инженерной инфраструктурой. Это Калужская область и Татарстан, где еще до нынешнего кризиса разместилось несколько автопредприятий, которые ранее вели переговоры с Петербургом.
Лучше других чувствует себя агропромышленный комплекс и связанная с ним пищевая промышленность, говорит член совета директоров компании "СтройИнвестТопаз" Максим Раевский.
"Государство сейчас активно поддерживает агропромышленников через недорогие кредиты и субсидии. Учитывая курс на импортозамещение, на подъеме в ближайшее время будут молочное животноводство, птицеводство", — считает он.

Дело не в кризисе

Падение объемов промышленного строительства продолжается не первый год. Эксперты STEP в 2013 году отмечали, что новые проекты почти не запускаются и скоро Петербург по этому показателю достигнет кризисных 2008–2009 годов. В 2014–м в городе и области было построено на 20% меньше промпредприятий, чем в 2013–м.
Кризис лишь обострил существовавшие в регионе сложности, с которыми сталкиваются инвесторы и которые не могут устранить местные власти. Они принимают различные программы помощи инвесторам, но часто эти программы, решая одни проблемы, создают другие.
Например, с 2016 года изменятся правила предоставления налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в собственное развитие. Сейчас льготы действуют только для производителей автокомпонентов и фармацевтических товаров. Размер льгот зависит от объема инвестиций.
По новому закону на льготы смогут претендовать все предприятия, независимо от отраслевой принадлежности. Но прямого действия закон иметь не будет — решение о том, получит инвестор льготы или нет, в каждом конкретном случае будут принимать чиновники.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Есть направления промышленности, которых кризис коснулся в меньшей степени или даже поспособствовал их развитию. Это отрасли, в которых заинтересовано государство. Например, экспортно ориентированные: оборонная, горнодобывающая промышленность, химическая (производство минеральных удобрений), частично лес и лесопереработка. Они сейчас находятся в стабильном положении. Также имеют шансы производители, связанные с импортозамещением. Многие из них готовят инвестпроекты и ждут стабилизации кредитных ставок и выделения государственных субсидий.
Дмитрий Кунис
президент компании STEP