Moody's прогнозирует убыток банков РФ в 1 трлн рублей от ставки ЦБ в 15%

Автор фото: theguardian.com

В 2015 году российские банки могут потерять 1 трлн рублей при сохранении ЦБ ключевой ставки в 15% годовых, отмечается в обзоре Moody's. Ключевая ставка выше 12% оценена агентством как негативная для банковской системы РФ, и удерживание ее в течение двух и более кварталов серьезно ухудшит показатели деятельности кредитных организаций.

В 2015 году агентство Moody's прогнозирует убыток российских банков в 1 трлн рублей при сохранении высокой ключевой ставки ЦБ РФ на уровне 15% годовых и росте проблемных долгов, отмечается в обзоре агентства, который приводит ТАСС.
Ключевая ставка выше 12% оценена Moody's как негативная для банковской системы, и удерживание ее в течение двух и более кварталов серьезно ухудшит показатели деятельности кредитных организаций.
Отмечается, что процентный доход банков РФ при 15% снизится на треть, до 1,5 трлн рублей. Общий доход едва достигнет 2,3 трлн рублей в 2015 году, чего не хватит для покрытия административных расходов банков и прогнозируемого уровня резервирования "плохих" кредитов.
Высокая ставка приводит к падению кредитования, поскольку деньги становятся дороже. Соответственно, растет просрочка, а это уже приводит к тому, что банкам нужно увеличивать резервы, объясняет выводы Moody's начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер" Константин Бушуев. Конкретных подсчетов он не приводит.
Ключевой риск при ставке в 17% (как в общем и 15%) — это не сам уровень, а скорость и размер его изменения, объясняет аналитик Rye, Man & Gor Securities по финансовому сектору Артем Кислюк. Банки выдавали "длинные" кредиты до повышения ключевой ставки под, к примеру, 14%, фондируя их частично краткосрочными депозитами (допустим, 8-9%), частично деньгами ЦБ (допустим 8,5%) или на интербанке (допустим, 10%). Таким образом, банк зарабатывал порядка, к примеру, 14-9 = 5% маржи (без учета списания плохих долгов).
При значительном и очень быстром росте ставок от ЦБ банк был вынужден поднять ставки по депозитам, чтобы предотвратить отток вкладов, продолжает специалист. При этом ставки на интербанке тоже увеличились. В итоге, такой "средний" банк остался с кредитом, выданным под 14% и фондированием под 17-20%, то есть, "зарабатывая" теперь уже минус 3-6%, и это без учета списания плохих долгов, приводит он абстрактный пример банков, которые пострадают в первую очередь. Это коснется учреждений с несовпадением продолжительности активов и пассивов: финансирование долгосрочных активов краткосрочными пассивами сегодня — верный путь к банкротству.
В зоне риска, как всегда, средние и малые банки, банки с низкой достаточностью капитала и банки, которые не подходят под критерии докапитализации, говорит руководитель группы антикризисного управления отдела реструктуризации EY Дмитрий Мигель. На банки, говорит он, будут влиять два фактора. Во-первых, рост процентных доходов в связи с повышением ставок по кредитам и по тем заемщикам, которые выдержат повышенную процентную нагрузку на рентабельность. Во-вторых, рост отчислений в резервы из-за ухудшения финансового положения заемщиков и ожиданий по обслуживанию задолженности — по заемщикам, для которых рост стоимости фондирования перекрывает рентабельность.
"В итоге прибыль банков будет зависеть от того, смогут ли они удержать и продолжить работу с заемщиками из первой категории и смогут ли договориться о приемлемой и конструктивной реструктуризации с заемщиками из второй", — говорит Дмитрий Мигель.
"Точный размер убытков сейчас трудно оценить, если не сказать нереально, но мы согласны с Moody's в области того, что сверхвысокие ставки ЦБ, уменьшая инфляцию, множат другие проблемы, среди которых повышение системных рисков банковской отрасли. Поэтому, на наш взгляд, такое заявление агентства может быть обосновано — вопрос в цифрах", — рассуждает Артем Кислюк.
Больше всего страдают небольшие коммерческие банки, у которых мало корпоративных клиентов и которые ориентированы на выдачу кредитов и привлечение депозитов от населения, уточняет старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. Убытки российских банков пока сложно точно подсчитать, говорит она, но реально спрогнозировать усреднено. Банки будут вынуждены списать ряд активов как "токсичные" на фоне роста уровня неплатежей и банкротств — эти средства обычно оседают на балансах и ухудшают общее финансовое состояние организации.
"В среднем, при огромном количестве выданных корпоративных и физических кредитов и количестве активных банков около 350, объем списаний может составлять до 800 млрд рублей при условии, что ставка останется завышенной еще 3-6 месяцев", — говорит эксперт.
Цифры аналитиков Альфа-Банка страшнее. По их подсчетам, убыток банков приблизится к 2 трлн, а вот ставку к концу года могут снизить и до 13%. Одно только снижение рейтингов, которые привели к убыткам по портфелю ценных бумаг, дает 1 трлн. Сыграло свою роль и декабрьское повышение ставки Центробанком, что привело к быстрому росту стоимости пассивов — в декабре банки задолжали ЦБ более 9 трлн, отмечает аналитик Альфа-Банка Наталия Орлова. В кризис 2008-2009 годов лишь 1% активов финансировался ЦБ, сейчас — 11%.
"В-третьих, экономика будет уходить в минус, будет формироваться просрочка — если в 2009 год мы входили с 2,5% задолженности по общему кредитному портфелю, сейчас она составляет 5%. В сумме эти три слагаемых дают убыток в 2 трлн", — говорит аналитик.
Крупные розничные банки пока воздерживаются от комментариев относительно доли своих потенциальных убытков. "Прогноз Moody’s носит гипотетический характер и предполагает сохранение ставки на уровне 15% до конца года, и, соответственно, в случае изменения ставки не будет реализован", — коротко прокомментировали прогноз в пресс-службе Сбербанка. Второй крупнейший розничный банк "ВТБ 24" пока не ответил на запрос dp.ru.
Снижение ключевой ставки до 10-12% к концу года прогнозирует аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин, что окажет дополнительное стимулирующее воздействие на российскую экономику. Прогнозируемое ЦБ РФ падение инфляции ниже 10% к январю 2016 года, вероятно, позволит ему приступить к существенному смягчению денежно-кредитной политики уже во второй половине 2015 года.
Отметим, что снижения ключевой ставки с 17% на 2 процентных пункта, о котором регулятор заявил в пятницу, никто не ожидал. Сохранение ставки предсказывали практически все, опираясь на то, что инфляция, с которой начал бороться ЦБ декабрьским повышением, не побеждена.
Снизить ключевую ставку до 15% в ЦБ решили 30 января. Это должно запустить кредитование реального сектора экономики, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, добавив, что этого уровня ставки по-прежнему достаточно для замедления инфляции.    
Глава МЭР Алексей Улюкаев назвал совершенно оправданным и целесообразным решение ЦБ. По его словам, этот шаг означает осознание того, что "риски к финансовой стабильности уменьшились, декабрьское решение о повышении ключевой ставки, прежде всего, было связано с этим". Улюкаев также выразил одобрение оценкой ЦБ баланса между инфляционными рисками и рисками замедления экономики.
С 16 декабря 2014 года ЦБ РФ из-за высоких инфляционных и девальвационных рисков был вынужден поднять ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта, до 17% годовых. Что в итоге вызвало панику на бирже и обрушение рубля, потребительский бум и отток средств с рублевых депозитов.