Андрей Сорочинский покинул пост гендиректора "Ленэнерго"

Автор фото: Пресс-служба Ленэнерго
Андрей Сорочинский

Генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Сорочинскийи покидает пост. Среди причин ухода называют финансовые проблемы монополиста, в первую очередь, "зависшие" в терпящем бедствие банке "Таврический" миллиарды рублей, отложенные на выплату долгов.

Андрей Сорочинский ушел с поста генерального директора ОАО "Ленэнерго", сообщает "Фонтанка". По информации издания, совет директоров компании принял такое решение в пятницу, 16 января. Исполняющим обязанности главы компании назначен Василий Никонов. Он входит в комитет по стратегии "Россетей", крупнейшего акционера "Ленэнерго". Кроме того, Василий Никонов возглавляет департамент энергетики компании "Роснефть".
Одной из причин увольнения Андрея Сорочинского могла стать ситуация с "зависанием" около 10 млрд рублей "Ленэнерго" на счетах банка "Таврический". С конца 2014 года банк испытывал большие финансовые трудности, а на этой неделе стало известно о проверках в нем Центробанка и требовании "Ленэнерго" о проведении санации.

Банковское замыкание

ОАО "Ленэнерго" неожиданно оказалось крупнейшим пострадавшим от проблем в банке "Таврический": на счетах в этой кредитной организации зависло до 10 млрд рублей петербургского монополиста. Пока в "Таврическом" идет проверка ЦБ, энергетики, с одной стороны, ведут переговоры с топ-менеджерами банка о переводе денег в банк "Санкт-Петербург", а с другой — просят о введении санации "Таврического".
ОАО "Ленэнерго" обратилось в Центробанк РФ с просьбой ввести процедуру санации в банке "Таврический": на счетах этой кредитной организации "зависли" миллиарды рублей, принадлежащих компании. Как сообщили в "Ленэнерго", в декабре держатели зарплатных карт в этом банке не смогли снять наличные. Тогда банк объяснил происходящее техническим сбоем, однако аналитическое агентство S&P 31 декабря понизило рейтинг "Таврического" до "мусорного" уровня ССС.
Тогда "Ленэнерго" решило сменить зарплатного партнера и перевести деньги из "Таврического" в банк "Санкт-Петербург". Но до сих пор сделать этого не удалось.

Потемки "Таврического"

Банк "Таврический" контролируется петербургскими предпринимателями Иваном Кузнецовым (17%), Сергеем Сомовым (9,5%) и Олегом Захаржевским (около 10%). Еще 10% принадлежит норвежскому Spare Bank 1 Nord-Norge. Активы банка по данным на октябрь 2014 года составляли 49 млрд рублей, из них кредиты — 41 млрд. Основными вкладчиками банка являются юрлица (44 млрд рублей на счетах), вклады физлиц составляют чуть более 18 млрд рублей.
С конца 2013 года банк испытывает серьезные финансовые трудности из-за краха его дочерней компании — ООО "ИК Таврический" (ИКТ), которая была одним из крупнейших поставщиков угля для нужд Минобороны при прежнем министре Анатолии Сердюкове. Сумма контрактов на поставку достигала 15 млрд рублей. Отставка министра и последовавшее уголовное дело о махинациях в "Оборонсервисе" ("внучка" которого — ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" — и покупало уголь у ИКТ) поставили на этом бизнесе крест: Минобороны не только перестало заключать с ним новые контракты, но и отказалось оплачивать старые на сумму более 4 млрд рублей. Из-за этого компания (будучи по факту лишь агентом между добывающими компаниями и Минобороны) обанкротилась, так как сама задолжала поставщикам и банкам более 9 млрд рублей. Одним из крупнейших кредиторов ИКТ является и банк "Таврический", который финансировал закупки угля более чем на 6 млрд рублей. Из-за проблем в ИКТ позиции банка и пошатнулись.
ОАО "Ленэнерго" является крупнейшим вкладчиком "Таврического": по данным "Ведомостей", на счетах компании находится около 10 млрд рублей. В компании не  опровергают эту информацию. По данным последней отчетности Ленэнерго по МСФО (по РСБУ компания не раскрывает объем средств на депозитах), полгода назад остатки компании на депозитах в банках составляли 6,5 млрд рублей. Явных следов того, что все они лежат в "Таврическом" — нет.
"Ленэнерго сотрудничает с несколькими банками. Основной партнер компании  – Сбербанк России. При этом из-за определенных проблем с ликвидностью на фоне общей экономической ситуации в стране Ленэнерго приняло решение о переводе  зарплатного проекта из банка "Таврический" в более крупный – банк "Санкт-Петербург". На текущий  момент общую ситуацию нельзя назвать критичной. Ведутся конструктивные переговоры", — заявил представитель "Ленэнерго" корреспонденту dp.ru.

Электроубытки

Критичности этой ситуации добавляют другие проблемы энергетиков: несмотря на то, что за первое полугодие прошлого года выручка компании выросла почти на 30% к аналогичному периоду 2013 года — с 15,5 млрд до 20,1 млрд рублей — чистый убыток вырос на 120%, с 1,1 млрд до 2,5 млрд рублей, а в III квартале при выручке в 29 млрд рублей уже составлял 3,2 млрд рублей. Основной причиной убытка стало создание резерва в 2,45 млрд рублей для выплаты по искам, поданным к компании. В 3 квартале 2014 года, по данным СПАРК, компании пришлось зарезервировать уже более 5 млрд рублей. В отчетности "Ленэнерго" говорится о скором падении выручки из-за изменений законодательства летом 2014 года, призванных сократить динамику роста тарифов. также там идет речь о резком росте кредиторской задолженности, в первую очередь, из-за долга перед поставщиками — сетевыми компаниями и строительными организациями.
По данным арбитражного суда, "Ленэнерго" выступает ответчиком более чем по 300 искам на общую сумму более 10 млрд рублей. Крупнейший иск — на 4 млрд рублей за транзит электричества по федеральным сетям в Петербург — подала головная организация — "Россети" (владеет 68% акций). "Ленэнерго" просто не платило за эту услугу с апреля по декабрь 2013 года, а потом судилась до последнего: кассационный суд СЗО признал правоту "Россетей" лишь 28 ноября 2014 года. Также в судах рассматриваются иски местных электросетей: "Электросеть Санкт-Петербурга" (1,2 млрд рублей), "Петродворцовая электросеть" (около 600 млн рублей) и др. Эти дела "Ленэнерго" также проигрывает.
В связи с такой финансовой ситуацией "Ленэнерго" в минувшем году неоднократно поднимало перед властями вопрос о повышении тарифов, чтобы компенсировать убытки, но получало отказ.
В свете этих проблем просьба о санации "Таврического" из-за зависших в нем миллиардов рублей выглядит уже как крик утопающего: если объем средств Ленэнерго на счетах в банке действительно достигает 10 млрд рублей (четверть годовой выручки), риск их потери нанесет ей более чем болезненный удар.

Компромиссы

Скорее всего, речь идет о деньгах, зарезервированных под возможные выплаты по решениям арбитражного суда в пользу контрагентов монополиста. И раз эти резервы теперь "зависли", в случае взыскания кредиторами долгов, компания окажется в очень щекотливом положении.
Разумеется, о банкротстве такой системообразующей компании речь не идет. Вопрос будет в способах ее спасения. Кто будет давать деньги на затыкание дыр. Варианта два: либо основной акционер — "Россети", либо самая заинтересованная в стабильности работы "Ленэнерго" сторона — горожане. Они смогут это сделать, например, за счет резко повышенных тарифов на электроэнергию, или за счет своих налогов — через бюджет города. В последнем случае встанет вопрос о расширении влияния чиновников на компанию, за последнее время сильно растерянное.
Дело в том, что в сентябре 2014 года "Ленэнерго" проводило очередную допэмиссию своих акций. Тогда у городского правительства был блокирующий пакет (26,57%), а контрольный пакет (53,41%) принадлежал ОАО "Россети". Чтобы сохранить свой блокпакет Смольный должен был выкупить акций на 1,5 млрд рублей. В качестве варианта оплаты город предлагал передать электросетевое имущество, которое находилось в городской собственности. Но стороны так и не смогли согласовать стоимость этого имущества, в результате чего власти отказались участвовать в допэмиссии, лишившись части акций. Доля города в "Ленэнерго" снизилась до 18,18%.
Вице-губернатор Игорь Албин уже заявил о намерении города вернуть себе блокпакет "Ленэнерго". Пока речь шла в основном об оплате акций активами принадлежащих городу сетей, например, ОАО "Санкт-Петербургские электросети". Такие переговоры шли, но договориться об оценке этих активов не удалось. В случае же если "Ленэнерго" надо будет спасать, тем более, за счет бюджета, найти компромисс, видимо, будет проще.
Уход Андрея Сорочинкого в данной ситуации — это, видимо, признание акционерами ошибочности предыдущего курса руководства и желание срочно переломить ситуацию. Кто будет новым антикризисным главой компании, пока не ясно. Но можно предположить, что "Россети", имея в совете директоров 8 из 13 членов, смогут назначить удобного им кандидата.
Андрей Сорочинский пришел в 2010 г. в "Ленэнерго" с поста замглавы комитета по энергетике Смольного. Его назначение объяснялось необходимостью больше учитывать интересы города в работе монополиста. Однако стоит признать, что с тех пор петербургские компании не раз жаловались на работу "Ленэнерго", обвиняя ее как раз в жестком следовании своим интересам, вместо того, чтобы учитывать потребности горожан. А подчас руководство компании вступало в дискуссию не только с потребителями, но и со Смольным.  Вполне возможно, что и сейчас чиновникам удастся выдвинуть своего представителя на пост главы "Ленэнерго", но это будет означать серьезные инвестиции города в энергосетевую отрасль. Готов ли бюджет Петербурга к таким вызовам — большой вопрос.
Вместе с тем, Василий Никонов может вполне устроить обоих акционеров и задержаться в кресле гендиректора "Ленэнерго" надолго.