В феврале Смольный попытается оспорить заключение аудиторов о нарушениях в строительстве дорог и метро на 14 млрд рублей. Суд — интересный прецедент. Фактически на нем решат, могут ли веские причины оправдывать отступления от строгой буквы закона.
Стали известны подробности громкого судебного разбирательства между Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и Контрольно-счетной палатой Петербурга (КСП). Судя по данным на сайте арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, первое слушание назначено на 11 февраля. На следующий день, 12 февраля, рассмотрят иск по тому же вопросу от "Петербургского метрополитена". Оба истца требуют, чтобы акты КСП признали недействительными.
О заключениях аудиторов КСП dp.ru подробно рассказывал в середине декабря. Тогда КСП опубликовала свое заключение по результатам проверки трех лет строительства дорог и метро в Петербурге, с 2011 по 2013 годы. Аудиторы насчитали финансовые нарушения на 14 млрд рублей. Их нашли как в работе самого КРТИ, так и в работе подведомственных ему ГУПов. Там сразу же пообещали подавать в суд, и уже 27 декабря на сайте Арбитражного суда появилась информация об иске от КРТИ. Правда, тогда там не было подробностей.
КСП обязала КРТИ устранить нарушения, насколько это возможно. Пока не завершится суд, никаких работ в этом направлении чиновники производить теперь не должны. Также КСП потребовало привлечь к ответственности должностных лиц, и если Арбитражный суд встанет на сторону аудиторов, это придется сделать.
В то же время, как говорят в КСП, аудиторы готовы защищать свою позицию в суде. КСП формально никому не подчиняется и не является подразделением федеральной Счетной палаты РФ, которой руководит Татьяна Голикова. У петербургской КСП отдельное юрлицо, таким статусом она наделена законом № 455-85 от 13.07.2011. Когда-то КСП была создана по инициативе депутатов Законодательного собрания, чтобы контролировать местных чиновников. Сейчас она располагается в здании Мариинского дворца, где находится городской парламент. Рекомендации КСП обязательны для исполнения для петербургских чиновников.
Один из основных объектов с нарушениями, по мнению аудиторов КСП, — стройка петербургской подземки. Подрядчиком на этих работах был монополист петербургского метростроения ОАО "Метрострой". Например, Счетная палата отмечает, что "Метрострой" работал без контракта. Также аудиторы насчитали ущерб на несколько миллиардов рублей из-за того, что подрядчики при дорожном строительстве не соблюдают график работ, и их за это никто не наказывает.
Однако в КРТИ уверены, что не приносили ущерб городу. Фактически результаты проверки охватывают периоды, когда комитетом руководили самые разные люди. Период руководства пришедшего в этом году главы Сергея Харлашкина проверка не охватывает. Зато она охватывает и период руководства комитетом Бориса Мурашова, который теперь работает в группе ЛСР. И короткий период руководства Дмитрия Буренина, возглавившего комитет осенью 2013 года. И период работы сменившего его заместителя Анатолия Мишанова, который так и оставался долгое время исполняющим обязанности и теперь снова занял пост замглавы. Каждая из "эпох" была связана со своими скандалами вокруг крупных дорожно-строительных проектов.
Суд КРТИ и КСП — интереснейший прецедент. Во-первых, произойдет разбирательство двух госструктур вокруг крупной суммы в 14 млрд рублей. Во-вторых, будет решаться вопрос о трактовках и подходах к закону о госзакупках: могут ли вообще веские причины порой оправдывать отступления заказчиков и подрядчиков от строгой буквы закона.