Автопроизводители Lifan и Daimler AG планируют выпускать машины в Петербурге

Зарубежные автопроизводители собираются построить новые заводы в России в условиях девальвации рубля. Китайская компания Lifan подыскивает площадку в Петербурге и Ленобласти, а Daimler AG хочет запустить в городе свое производство.

На фоне скачков курсов валют и падающего потребительского спроса автопроизводители тем не менее активно ищут площадки под размещение производств на Северо–Западе. Что не удивительно, ведь девальвация рубля значительно снижает их затраты на создание локальных производств. В завершающей стадии находятся переговоры по замещению контрактного производства автомобилей BMW в Калининградской области полноценным заводом на базе СП компании "Автотор" и BMW Group. Китайский производитель Lifan подыскивает площадку в Петербурге и Ленобласти. Недавно стало известно о намерениях Daimler AG построить завод в Петербурге.
Кризис — самое время для развития, говорят участники рынка. Во–первых, удешевляется стоимость строительства в России, во–вторых, импорт автомобилей становится менее выгодным, а в–третьих, авторынок не может падать вечно. К моменту, когда он восстановится, у ряда производителей уже будут готовые предприятия.

Автобум

Автокластер в Калининградской области во многом зависит от таможенных преференций, которые сейчас действуют и заканчиваются в 2016 году. Однако правительство РФ приняло решение компенсировать расходы, которые понесут резиденты особой экономической зоны, когда прекратится действие таможенных льгот. Это может ускорить подписание окончательного соглашения о строительстве завода BMW в Калининградской области в рамках автокластера, который создает "Автотор холдинг". Представитель "BMW Group Россия" Василий Мельников сообщил, что пока контракт не подписан.
Сейчас на мощностях "Автотора" собирается более 30 моделей по контракту под марками BMW, Kia, Opel, Cadillac, Chevrolet, Hyundai, TATA Daewoo. Проект по созданию автокластера на 1200 га мощностью 250 тыс. автомобилей в год стартовал в 2013 году. Среди потенциальных резидентов также называли GM, Kia и Hyundai. Активно ищут площадки на Северо–Западе и другие производители. По информации ряда собеседников "ДП", китайский Lifan заинтересовался размещением завода в Петербурге. Однако в администрации региона об этом пока не знают или не говорят. В ООО "Лифан Моторс Рус" на запрос "ДП" не ответили.
На прошлой неделе стало известно, что Смольный ведет переговоры с немецким автоконцерном Daimler AG, который выпускает автомобили Mercedes, о строительстве завода в Петербурге. В правительстве это подтвердили, однако отказались сообщить подробности.
Среди возможных площадок для нового предприятия — Шушары или мощности несостоявшегося завода по производству "ё–мобилей" в индустриальном парке "Марьино". Из действующих на Северо–Западе заводов, несмотря на падение продаж автомобилей в России, пока еще никто не пересматривал заявленных планов по расширению. Информация о том, что General Motors в Петербурге может быть закрыт под давлением властей США, тоже не подтвердилась.

Дорогой импорт

Участники рынка объясняют автобум на Северо–Западе несколькими факторами. Импортировать становится не слишком выгодно из–за растущего курса валют — на ввозимые автомобили цены растут быстрее, чем на автомобили локальной сборки.
"Мы ввозим автомобили из США и Европы, и их стоимость привязана к курсу доллара и евро. Поэтому с 1 декабря мы были вынуждены поднять цены на ряд моделей. При локальной сборке, когда импортируется часть компонентов, рост цен не столь высок, нежели когда автомобиль ввозится из другой страны", — говорит представитель Honda Motor RUS Александр Будрин.
Впрочем, локальные игроки тоже испытывают определенные трудности, так как уровень локализации у многих невысок. Представитель ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Мария Мальцева говорит, что изменение курса валют оказывает серьезное влияние на завод из–за того, что часть компонентов импортируется, поэтому в планах производителя — поднять цены на автомобили.

Сэкономить на кризисе

Существенный фактор, подталкивающий автопроизводителей к созданию производств в кризис, — это возможность снизить издержки при строительстве. Компании, которые инвестируют в свои российские проекты евро и доллары, фиксируют значительное уменьшение рублевых затрат — дисконт на строительство и покупку земли, связанный с курсовой разницей, может составить 20 – 35%. Например, если рассматривать покупку земли под промышленное производство в долларах, то по сравнению с началом года цены снизились на 25 – 30%, говорит Дмитрий Кузнецов, директор департамента продаж East Real. "Рубль к евро просел на 35 – 40%, а стоимость строительства промышленного объекта сейчас начинает расти — к началу 2015 года мы прогнозируем рост в среднем на 10% в рублях. Некоторые подрядчики могут даже корректировать цену в зависимости от клиента. В итоге в пересчете на валюту экономия для иностранных инвесторов может составить около 20%", — говорит директор отдела консалтинга Maris Кирилл Акиньшин. Кроме того, обострение политической и экономической ситуации, как и падение авторынка (его подъем дилеры прогнозируют на 2016 – 2018 годы), не вечно, поэтому автопроизводители настроены оптимистично. Например, в Ford Sollers говорят, что, несмотря на снижение потребительской активности, "готовы к новым вызовам". В планах компании — обновлять модельный ряд и к концу 2014 года довести уровень локализации до 40%, а в декабре 2015 года — открыть завод двигателей.
"Российский рынок входит в число важнейших для компании Hyundai Motor. Компания верит в то, что экономическая ситуация на рынке стабилизируется, и будет делать все возможное для того, чтобы эффективно использовать все имеющиеся ресурсы в это непростое время", — подытоживает Мария Мальцева.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Санкции санкциями, а проекты надо реализовывать. Крупные международные компании всегда смотрят, что будет завтра, и рассчитывают на позитивные изменения. Кризис как пришел, так и ушел. Наоборот, сейчас это отличная возможность реализовать проект и к моменту подъема рынка иметь готовые производственные мощности. Очевидно, что Северо–Запад привлекателен своей логистикой — этим объясняется интерес автопроизводителей, которые перед реализацией проекта тщательно анализируют варианты размещения.
Михаил Блохин
гендиректор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов
Не секрет, что автомобильный рынок падает. Локализация производства в России — это важное преимущество для автопроизводителей, которое позволяет держать цену на автомобили. Безусловно, из–за ослабления рубля автомобили вынуждены дорожать. В этом году Nissan дважды поднимал цены: в апреле на 2 – 3%, и на прошлой неделе на четыре модели цены выросли на 2 – 3%. Вероятно, это не последнее повышение, но надо понимать, что о росте цен, пропорциональном росту курса валют, речи не идет. Мы стараемся частично отыграть цены, при этом не оттолкнуть покупателя.
Роман Скольский
Представитель "Ниссан Датсун" в России