Законодательное собрание, пытаясь не навредить петербургской экономике, придумало закон, контролирующий другие законы. Но похоже, что этот документ, борясь с "избыточными положениями", сам их вводит.
Законодательное собрание Петербурга озаботилось тем, как именно принимаемые им законы влияют на городскую экономику. Для этого разработан закон об "оценке регулирующего воздействия" (ОРВ). Теперь в случаях, когда депутаты будут принимать инициативы, касающиеся экономики, петербургских предпринимателей и инвестиционной деятельности, может проводиться специальная экспертиза.
Ее цель – это "выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Петербурга".
Решать, нужно проводить оценку или нет, будет юридическое управление аппарата Законодательного собрания. Однако депутаты пока не знают, как именно проводить оценку, возможного, избыточного регулирования их инициатив.
"Разработанных методик и какого-то опыта пока нет. Будем привлекать экспертов, будем разрабатывать процедуры. Просто у нас очень часто не оценивают законопроекты с этой точки зрения, а потом спохватываются", — рассказал глава Бюджетно-финансового комитета Константин Сухенко, который участвовал в разработке идеи. Депутаты приняли документ в первом чтении и взяли месяц на поправки, и глава БФК уверен, что ко второму чтению уже появятся какие-то идеи и предложения по оценке действия законов.
В правильности инициативы уверен и спикер парламента Вячеслав Макаров. "Убежден, результаты открытого обсуждения проектов законов позволят выработать наиболее эффективные способы регулирования отношений в сфере предпринимательства и привлечения инвестиций", — заявил он.
То есть депутаты собираются еще до начала рассмотрения законопроекта отдельно проверять, а не навредит ли он. Но по сути получается, что Законодательное собрание, пытаясь сделать как лучше, создает новые избыточные ограничения — при разработке документов. Например, "при проведении ОРВ основным является принцип информированности депутатов о возможных последствиях принятия проекта закона Петербурга". Проводя оценку, авторы законов могут созывать "публичные консультации" с представителями бизнес-сообщества и экспертами, где будут обсуждаться положения документа.
Но и без того практически любой закон петербургского парламента (за редким исключением) проходит обсуждение в комиссиях и комитетах. На заседания депутаты приглашают тех же самых экспертов и обсуждают с ними вводимые новшества. Например, когда проводятся обсуждения законов, касающихся исторического центра или градозащиты, на комиссию по городскому хозяйству обязательно зовут архитекторов и специалистов по урбанистике, чтобы те высказали свои замечания. Аналогичные обсуждения проводят и другие комиссии. Зачем дважды проводить фактически одно и то же действие, непонятно. А на любой законопроект, касающийся расходов бюджета, должно быть обязательно получено заключение Смольного. И по большому счету, авторы — что депутаты, что чиновники — при подготовке любой инициативы и так должны посовещаться с экспертами и теми, кого законопроект затронет. Если это до сих пор не делалось, то это как минимум странно. Возможно, экспертиза — это такой вариант "защиты от дурака", чтобы уже точно не наделать глупостей.
В положении об ОРВ говорится, что "выбор наилучшего варианта правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении положительных и отрицательных последствий введения каждого из возможных вариантов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием". Если этот пункт перевести на простой язык, то депутатов просят вводить только хорошие правила. Но народные избранники, придумывая законы, вовсе не планируют уничтожать бизнес и душить предпринимателей, а если у них возникают такие опасения, то проводятся слушания с привлечением экспертов.
Также экспертиза должна определять, не приведет ли принятие закона "к возникновению дополнительных существенных расходов бюджета Петербурга". Выглядит этот пункт вполне разумно, если забыть о том, что тем же самым занимаются финансовые органы и Законодательного собрания, и администрации города.
Кроме того, стоит отметить, что петербургский парламент вознамерился оценивать только экономические законы, и только до принятия и вступления его в силу. Если закон проходит экспертизу, принимается парламентом, а потом оказывается, что все-таки он ввел дополнительную нагрузку на бизнес, проверять повторно его, получается, вряд ли будут.
В кулуарах Мариинского дворца говорят, что данный документ подготовлен в стенах Смольного. Возможно, для того, чтобы заставить депутатов по три раза проверять законы перед принятием. Чиновники в тяжелых экономических условиях не могут позволить парламентариям вводить штрафы, налоги и сборы без своего одобрения. Ведь из положения о проведении ОРВ следует, что экспертами в публичных консультациях будут не только предприниматели, но и городские чиновники из экономических ведомств, которые смогут проконтролировать светлые идеи парламентариев. Хотя и сейчас их зовут почти в обязательном порядке, и, как известно, без предварительного одобрения Смольного ни один законопроект, тем более экономический, вообще не имеет шансов на подписание у губернатора. Кроме того, введение положения об ОРВ позволит исключить внесение "с голоса" (без предварительных обсуждений) любых экономических законов.