Балтийский завод признал долг перед "Росэнергоатомом" на сумму 1,5 млрд рублей

Автор фото: Коньков Сергей
Виды Санкт-Петербурга.

Балтийский завод после долгой борьбы признал долг перед "Росэнергоатомом" на сумму 1,5 млрд рублей.Теперь "Росэнергоатом" стал крупным кредитором завода и имеет право на часть его акций, которыми ОСК надеется рассчитаться по долгам верфи.

Балтийский завод и "Росэнергоатом" заключили мировое соглашение, положившее конец многолетнему спору между петербургской верфью и атомным концерном. Согласно этому документу, утвержденному в 13–м апелляционном суде в конце октября, ОАО "Балтийский завод" (БЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) отказалось от намерения оспорить сделку от февраля 2009 года. Тогда концерн оплатил заводу работы по строительству головной плавучей атомной электростанции дефолтными векселями обанкротившегося Межпромбанка на 1,5 млрд рублей. Из–за этого завод судно не достроил и сам обанкротился в 2011 году.
Теперь "Росэнергоатом" стал крупным кредитором завода и имеет право на часть его акций, которыми ОСК надеется рассчитаться по долгам верфи. В концерне, на заводе и в ОСК воздержались от официальных комментариев.

Опасные векселя

В рамках дела о своем банкротстве БЗ оспорил сделку в суде: в июне Арбитражный суд СПб и ЛО удовлетворил его иск, признал сделку недействительной и обязал "Росэнергоатом" забрать векселя назад. Это означало бы списание в необоснованный убыток 1,5 млрд рублей. Как считает источник в концерне, это повлекло бы расследование как внутри "Росэнергоатома", так и со стороны налоговиков, в ходе которого выявились бы и другие вексельные сделки с Межпромбанком, и многие могли бы лишиться своих постов.
Концерн, говорит источник, был настроен по отношению к судостроителям очень жестко и даже грозился забрать у подконтрольного ОСК ООО "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС, на который в рамках банкротства были переведены заказы и коллектив верфи) контракты на строительство двух атомных ледоколов ЛК–60 общей стоимостью 84 млрд рублей.
"Вариант строительства ледоколов без БЗС был проработан довольно глубоко", — говорит собеседник "ДП". В результате менеджеры Балтийского завода пошли на попятную и мировым соглашением на стадии апелляции опасное решение суда было отменено.

Атомный друг

Взамен "Росэнергоатом" предоставил БЗ беспроцентную рассрочку по этому долгу сроком на 6 лет (срок сдачи последнего серийного атомохода как раз наступает в 2020 году), а ОСК — опцион на выкуп долга с дисконтом. "Дисконт может составить до 70% от номинала при единовременной оплате", — считает глава ООО "РосРазвитие" Игорь Елисеев.
При этом стороны договорились разделить вексельный долг на две части: 853 млн рублей основного долга и 640 млн текущего. Основной долг 12 ноября 2014 года был включен в реестр кредиторов БЗ, в котором уже состояли требования на общую сумму 6 млрд рублей.
Из них 2,6 млрд рублей контролирует БЗС, который год назад выкупил с дисконтом 40% права требования у Ханты–Мансийского банка.
"В наших ближайших планах — завершить процедуру банкротства мировым соглашением", — сообщил источник на заводе. По его словам, рассчитаться с кредиторами деньгами невозможно, оптимальный вариант — расчет акциями завода: БЗ и БЗС планируется объединить в одно ОАО.
Чтобы, рассчитавшись с кредиторами акциями, ОСК могла сохранить контроль над заводом, его капитализация должна составить не менее 20 млрд рублей: в этом случае 10 млрд (около 50%) уйдет кредиторам, а другая половина останется у корпорации. "Учитывая, что в собственности завода 66 га на Васильевском острове, на 20 млрд они, полагаю, выйдут", — рассуждает председатель совета директоров ОАО "Кировский завод" Егор Носков. Если ОСК выкупит долг у "Росэнергоатома", то подконтрольный ей долг завода составит 4 млрд рублей. В этом случае сторонним кредиторам уйдет не более 30% акций (см. схему). Если же выкуп не состоится, 15% достанутся концерну.
За всю Объединенную судостроительную корпорацию я отвечать не могу, но, учитывая, что текущий портфель заказов госкорпорации на 80% состоит из гособоронзаказа и только на 20% — из заказов гражданского судостроения, наверное, логично предположить, что ОСК вынуждена расставлять приоритеты в пользу предприятий, выполняющих гособоронзаказ, и даже иногда чем–то поступаться на других фронтах. Поскольку за выполнение гособоронзаказа спрашивают не в пример строже — и ответственность за его срыв значительно выше, чем по гражданским заказам.
Александр Соловьев
генеральный директор Выборгского судостроительного завода
Когда в 2013 году я покидал Балтийский завод, дело о его банкротстве представляло собой конфетку. У ОСК был полный контроль над процедурой: из 5 млрд рублей голосующих долгов наши были 2,6 млрд, которые мы выкупили у Ханты–Мансийского банка. Все суды с крупными кредиторами были выиграны в двух инстанциях: и со Stena, и по большей части долга с ФНС, и с "Росэнергоатомом" — все они сидели за реестром, и мы их планомерно дожимали. Stena Ro–Ro уже была готова подписать с нами договор цессии с огромным дисконтом, если не ошибаюсь — 75–80%.
Александр Вознесенский
гендиректор ГК "Севкабель", бывший гендиректор ООО "Балтзавод — Судостроение"