Германские активы владельца Кировского завода Георгия Семененко банкротятся

Автор фото: Свистунова Валентина

Германские активы владельца Кировского завода Георгия Семененко банкротятся. Российское предприятие тоже испытывает проблемы. Кредиторы подбираются к активам крупнейшей промышленной группы с оборотом 14,5 млрд рублей в год.

Германские Goppel Bus и Monforts GmbH, которые чуть более года назад выкупила из банкротства группа "Кировский завод" Георгия Семененко, снова оказались несостоятельны. Тогда Георгий Семененко потратил на оба актива около 10 млн евро заемных средств.
В интервью "ДП" в начале 2013 года глава Кировского завода говорил, что уже в ближайшее время рассчитывает получить доход от иностранных компаний. Однако надежды, похоже, не оправдались: дела о банкротстве в ноябре снова возбуждены в германских судах, предприятиям ищут новых инвесторов. Сотрудники Goppel Bus (производит городские автобусы) не получили заработную плату за октябрь, сообщает немецкая пресса, последние заказы были исполнены еще в апреле 2014 года. В результате предприятие снова подало иск о собственном банкротстве, по словам внешнего управляющего Харальда Гесса, на возобновление деятельности компании необходимо 4 млн евро и маловероятно, что сейчас удастся найти инвестора, как это было в начале 2013 года.
Заявил о несостоятельности и станкостроительный завод Monforts Werkzeugmaschinen GmbH. Однако в сообщении Monforts говорится, что завод имеет шансы вернуть платежеспособность.
На запрос "ДП" ни Monforts, ни Goppel Bus не ответили, так что неясно, сколько средств в развитие этих предприятий вложил Кировский завод и какие заказы ему удалось привлечь. Продать автобусы германской сборки Смольному Георгию Семененко пока не удалось и, видимо, уже не удастся.
В пресс–службе Кировского завода объяснили банкротство Goppel Bus санкционными войнами России и Запада, так как теперь импортировать в Россию подобную технику нельзя, а о возобновленном банкротстве Monforts пока ничего не слышали. Сам Георгий Семененко заявил "ДП", что он не в курсе происходящего. "Есть профильные руководители, которые этим занимаются. А я немецкую прессу не читаю и не знаю, что там происходит", — говорит Георгий Семененко.
А между тем, согласно финотчетности, дела на самом Кировском заводе идут в последние годы не блестяще: задолженность перед банками растет, доходы падают, убытки нарастают.
Если такой тренд сохранится, то можно ожидать, что в скором времени активы группы начнут делить крупнейшие кредиторы — ВТБ и АКБ "Россия". Хотя сам Георгий Семененко такое развитие событий не считает возможным и предпринимает максимум усилий, чтобы нарастить доходы и прибыль.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне

Ставка не сыграла

Неудачи преследуют Кировский завод не только на внешнем, но и на родном рынке. Эксперты "ДП" говорят, что корень проблемы в том, что ему никак не удается обеспечить себе крупный и долгосрочный госзаказ, а это основа основ процветания промышленного предприятия в современной России — и стабильный денежный поток, и госгарантии по займам, и субсидирование процентных ставок.
Более года назад Кировский завод вошел в капитал компании "Вагонмаш" — совместного предприятия с чешской Skoda Transportation по выпуску вагонов метро. Одновременно с этим Георгий Семененко создал ООО "Киров–КВСЗ" — совместное предприятие Кировского завода и Крюковского вагоностроительного завода Украины. Но российско–чешско–украинскому альянсу не удалось занять позиции на вагоностроительном рынке. Хотя в последнем конкурсе ГУП "Петербургский метрополитен" на поставку 120 вагонов (15 составов) за 6,7 млрд рублей победа была близка. Но в последний момент ГУП отменило конкурс, в котором главным претендентом на победу был "Киров–КВСЗ".
Участники рынка отмечают, что причиной отмены конкурса стала распространенная в украинских газетах неподтвержденная информация о том, что партнеры Кировского завода якобы дали взятку чиновникам Смольного ради победы в конкурсе.

Череда банкротств

Затем пресс–служба группы "Кировский завод" сообщила о введении процедуры наблюдения в своей "дочке" — ЗАО "Металлургический завод "Петросталь", а это основной актив группы, обеспечивающий более 30% выручки. Правда, в 2013 году этот актив генерировал большие убытки. По версии пресс–службы группы, причиной стала неблагоприятная экономическая обстановка на внешних рынках. Общая кредиторская задолженность "Петростали" — 3,6 млрд рублей, из которых 1,9 млрд рублей — долг перед материнской компанией. Собственники пытаются оздоровить металлургический завод.
Источник на заводе сообщил, что на конец года намечено собрание акционеров, на котором будет рассматриваться вопрос о переводе долгов "Петростали" перед ВТБ на головную компанию — ОАО "Кировский завод". "Это позволит металлургическому предприятию расчистить баланс, снизить долговое бремя, появятся средства на погашение долгов перед поставщиками", — поясняет собеседник "ДП".
Кроме этого, иск о собственном банкротстве подала другая "дочка" группы — "Киров–Трансмишн". Глава пресс–службы Кировского завода Чеслав Германович объяснил это грядущей реорганизацией, в результате которой "Киров–Трансмишн" присоединится к Петербургскому тракторному заводу, который и сам заметно сбавил обороты, так как спрос на сельхозтехнику в последние 2 года не тот что раньше.

От отца к сыну

Как ранее писал "ДП", Кировский завод пытается получить контракт стоимостью около 3 млрд рублей на ремонт паротурбинных установок (ПТУ) для тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". В конце 1980–х четыре ПТУ для этого корабля изготовил Кировский завод по договору с Балтийским заводом — две были установлены на корабль, а две запасные все эти годы хранились на Кировском заводе. Военные были бы рады не тратить деньги на ремонт ПТУ, а установить запасные, но оказалось, что оба агрегата в ходе приватизации так и остались в собственности Кировского завода. А он не готов безвозмездно расстаться с наследством: ему нужны средства на выплату долгов.

Кадровый просчет

В 2005 году, когда Георгию Семененко испонилось 23 года, он унаследовал пост главы группы "Кировский завод" после трагической гибели отца, выпавшего из окна санатория в Сочи. В течение последующих 2 лет между новым руководителем и частью акционеров общества разгорелся конфликт. Миноритарии неожиданно выяснили, как следует из материалов арбитражного суда, что Георгий Семененко с родственниками стал основным акционером общества, аккумулировав более 60% акций.
Миноритарии стали оспаривать сделки по продаже акций предприятия аффилированным с семьей Семененко компаниям.
В холдинге началась кадровая лихорадка — топ–менеджеры с большим стажем и связями лишались своих постов. Главная ошибка Георгия Семененко, по мнению одного из местных промышленников, в том, что он перессорился со старой гвардией. Но иначе он поступить не мог, поскольку прежние руководители имели хорошие отношения с миноритарными акционерами, которые теперь заваливают Георгия Семененко исками по любому поводу.
Почти 100% нашей продукции идет на поставки "Газпрому", то есть в конечном счете государству. Большинство предприятий, выпускающих продукцию для теплоснабжения, нефтегазового комплекса, живут именно госзаказами. Роль руководителя завода для получения госзаказа определяющая. Предприятие — это своего рода монархическое государство, и роль главы фирмы схожа со значением монарха. Он отвечает за то, как удастся договориться с теми госструктурами, которые распределяют госзаказ. Борьба за госзаказ идет кровавая.
Олег Султанов
генеральный директор ООО "Твэл"
Когда в отрасли есть только два–три предприятия на всю страну, способных выполнить заказ, то все решается на уровне договоренности заказчика с руководителем предприятия. Это касается, например, судостроения. В остальных случаях ты можешь взять только уникальностью компетенций и качеством предложения. Сейчас руководителя называют топ–менеджером. Но, чтобы обеспечивать жизнеспособность предприятия, мало быть менеджером. Он должен быть и экономистом, и конструктором, и инженером. То есть сочетать в себе множество компетенций. Эти качества во многом потеряны.
Сергей Цыбуков
генеральный директор НПО имени "Комсомольской правды"